Для выпускников школ началась горячая пора: экзамены. Сначала в школе, затем – в вузе. Каждый в это ответственное время ставит перед собой свою задачу-максимум. Одни – скорее бы отделаться от школы, причем с любым результатом, другие – получить приличный аттестат и поступить в престижный вуз на престижный факультет. Ну а третьи – в поте лица бьются за медаль самой высокой пробы. В одном из интервью чиновник Министерства образования России сетовал: если в Москве золотые медали получают всего два процента выпускников, то в южных районах страны – аж 18 процентов (!). Мозги что ли на ярком солнце работают лучше или денег у родителей побольше? Но так или иначе все больше специалистов отмечают некоторую девальвацию “золота”, а некоторые даже не стесняются назвать его цену. В этой связи мы и задали “медалистам” очень простой вопрос: а ваша золотая медаль как-то помогла вам в вашей жизни, стала пропуском к большой карьере или большим деньгам?
Марина Белобородова, преподаватель Нижнекамского филиала ТИСБИ:
Благодаря золотой медали шесть лет назад я получила право поступать без экзаменов на ряд факультетов Казанского государственного университета. Выбрала мехмат, прошла собеседование, но затем предпочла остаться в родном городе и учиться в ТИСБИ. Вуз – коммерческий, но я, опять же как медалистка, оплачивала лишь половину стоимости обучения. Уже на пятом курсе меня пригласили преподавать в нем, а по окончании – продолжить учебу в аспирантуре. Конечно, если бы я не получила золотую медаль, ничего страшного не произошло бы. Но ее наличие, как и красный диплом, повышает самооценку. Тем более, учеба давалась мне легко, а самым тяжелым испытанием были выпускные экзамены, когда к нам, идущим на “золото”, предъявлялись очень серьезные требования.
Валентина Федорова, служащая (Заинск):
Лучше бы этой золотой медали у меня не было! Я поступала после окончания школы в один из медицинских институтов соседней республики. На себе почувствовала, что такое предвзятое отношение. Мало того, что под сомнение ставились все полученные мною оценки, но меня откровенно “заваливали”, хотя я честно заработала каждую “пятерку” в аттестате. Сразу после школы я никуда не поступила, а на второй год поехала в Казань, подала документы совсем в другой вуз. Туда я прошла сразу же после собеседования.
Радик Я., предприниматель (Альметьевск):
Золотая медаль, полученная в школе, лично мне никак не пригодилась. Дело в том, что я вырос в малообеспеченной семье. Отец умер, когда мне было четыре года. Мы с мамой считали и экономили каждую копейку. Я мечтал: вот окончу школу, поступлю в институт, получу хорошую специальность, и мы с мамой заживем, как люди. Представлял, как с первой зарплаты куплю ей коробку самых дорогих конфет и наручные часы.
Но жизнь оказалась намного прозаичнее. После школы я поступил работать… токарем. Высшее образование оказалось нашей семье не по карману. Спустя какое-то время мы с приятелем открыли свое дело. Помню, с первой же выручки купил маме подарок. Сейчас мы ни в чем не нуждаемся. Я обеспечиваю и свою маму, и свою семью. А диплом о высшем образовании я просто… купил.
Регина Салихова, экономист (Лениногорск):
Знания, полученные в школе, мне, конечно, помогли в жизни. Но сейчас, с высоты своих сорока лет, хорошо понимаю, что в моей жизни ничего страшного не произошло бы, если бы окончила школу без медали. “Золото” помогло мне при поступлении в вуз. В дальнейшей жизни о медали я никак не вспоминала.
Алексей Рябов, инженер (Казань):
В институт я поступил не сразу, нужно было зарабатывать деньги, обеспечивать семью. Я окончил КАИ заочно. При поступлении аттестат, конечно, помог, но и без него я был уверен в своих силах. Провалить вступительные экзамены на заочное отделение, имея золотую медаль, – это нужно суметь! Но и сказать, что золотая медаль мне абсолютно ничего не дала, я не могу. На всю жизнь остались незабываемые впечатления от того момента, когда мне ее вручали. А это не так уж и мало.
Ирина Митрофанова, домохозяйка (Казань):
Золотая медаль – это же не палочка-выручалочка, она не откроет двери в большой мир. Это просто документ, удостоверяющий, что в школе ты учился в основном на “пятерки”. А уж какие это были “пятерки” – полноценные или за красивые глаза, – и покажет жизнь. Лично для меня медаль – это предмет гордости. Мне доставляет удовольствие, когда ее рассматривает мой сын, первоклассник. Мне радостно, когда сынишка приходит в мою школу и рассматривает фотографию своей мамы двадцатилетней давности, которая находится на “Доске отличников”. Я не уверена, что он будет учиться только на “пятерки”. Да это, наверное, и не столь важно. Важно, чтобы в голове были необходимые знания, чтобы он мог их применить, чтобы ребенок не терялся в жизни, а сумел найти в ней свое место. Энциклопедические познания и повсеместная аккуратность, которые так поощряются в школе, не всегда являются достаточным основанием для успешной карьеры.
Ирина МИТРЮШКИНА,
Гамира ГАДЕЛЬШИНА,
Евита САМОЖЕНОВА,
Елена ТАРАН.