В мою дверь решительно постучали, и, не дожидаясь ответа, в кабинет вошла женщина с дорожной сумкой и выражением той же решимости на миловидном, но осунувшемся лице:
– Это отдел культуры? Мы прямо с поезда… Мой сын стал лауреатом международного конкурса. Возьмите у него интервью…
Вслед за женщиной и вправду вошел подросток лет тринадцати. Его лицо мне показалось смутно знакомым. Буркнув “здрасьте!”, он как-то не по возрасту поспешно опустился на стул, надвинув почти на глаза вязаную шапочку.
Между тем мама Талгата (так звали юного лауреата) положила передо мной кипу красочных буклетов и фотографий, где ее сын, в белом концертном фраке и с ослепительной улыбкой, запечатлен в окружении известных певцов, музыкантов и телезвезд. И тут я вспомнила, где уже видела его, – по телевизору!
Как выяснилось, Талгат поет с шести лет. Он лауреат многих детских фестивалей и конкурсов. А им сегодня, как известно, несть числа. По словам мамы юного дарования, приглашения приходят к ним домой пачками. Вот она и сопровождает повсюду сына, не всегда успевая распаковывать чемодан. Благо, что и спонсоры для таких поездок, как правило, находятся. Сегодня никого особо не надо убеждать в необходимости поддерживать юные таланты. Для этого сегодня существуют специальные программы и фонды, проводятся всевозможные благотворительные акции. А уж про то, на что способна родительская любовь, и говорить нечего. Мама Талгата являет тому живой и наглядный пример.
Как только речь зашла о творческих успехах сына, она буквально осветилась изнутри, на ее лице не осталось и следа былой усталости, как если бы перед этим не было ни волнений, ни долгих утомительных часов, проведенных в дороге. Словом, через полчаса о Талгате я знала все или почти все. И все-таки интервью есть интервью, и вот я уже было открыла рот, чтобы задать нашему вундеркинду первый вопрос, но тут же осеклась. Мальчик, сморенный все же усталостью, мирно спал прямо на стуле…
Я далека от мысли затянуть старую песенку про то, как мы, взрослые, лишаем наших детей, таких замечательных и разносторонне одаренных, простых детских радостей. Конечно, случается, что мы и здесь перегибаем палку, навязывая своим детям собственные, по каким-то причинам не реализовавшиеся честолюбивые устремления. Но к Талгату это не имеет никакого отношения. С раннего детства он страдал тяжелой формой бронхиальной астмы, и когда его мама заметила: стоит сыну запеть – и мучительный недуг отступает, – с этого момента она руководствовалась только голосом своего материнского сердца. И теперь мать и сын в первую очередь были счастливы тем, что есть друг у друга, а также есть люди, способные разделить их нынешние радости, в том числе и творческие.
И вообще, если ваш ребенок хорошо поет или танцует либо виртуозно владеет каким-то музыкальным инструментом, то считайте, что вам повезло. Рано или поздно его творческая одаренность будет замечена и должным образом “огранена” – лауреатскими званиями, творческими стипендиями, поездками на детские фестивали и конкурсы, участием в мастер-классах. Опять же неплохо, если ваш ребенок “на ты” с красками и законами перспективы. Юные художественные таланты тоже могут рассчитывать на помощь и поддержку, в том числе и материальную. В частности, немало их и среди стипендиатов Министерства культуры РТ.
Гораздо сложнее, если творческая одаренность наших детей проявляется в чем-то другом, выходящем за рамки обычных детских увлечений.
К примеру, я давно слежу за деятельностью казанской детской студии мультипликации “Феникс”, которой руководит заслуженный работник культуры РТ Вадим Петрович Дросин. Это энтузиаст любительского кино и педагог с большой буквы. Впечатляет уже перечень кинофестивалей, на которых творческие работы его воспитанников из года в год получают призовые места и награды: “Москва златоглавая”, “Петербургский экран”, Ярославский международный фестиваль короткометражных фильмов, Московский международный кинофестиваль “Сталкер”, ежегодный Рождественский кинофестиваль в Доме Ханжонкова, традиционные “Лужские посиделки”…
Впрочем, об этой уникальной киностудии и ее талантливых воспитанниках уже столько сказано и написано, что просто неловко повторяться. Но приходится. Потому что в студии “Феникс” мало что изменилось. Фильмы юных казанских мультипликаторов по-прежнему собирают призы и награды на престижных кинофестивалях, но даже члены жюри не всегда знают в лицо их авторов. Для ребят поездка на кинофестиваль, общение с такими же увлеченными кино сверстниками и знакомство с их фильмами – это редкая удача. Зачастую о своих творческих победах они узнают совершенно случайно – из газет или от знакомых.
Сколько лет существует студия, столько же Вадим Петрович Дросин обивает пороги министерств и потенциальных спонсоров. Ведь до недавнего времени детская студия нуждалась буквально во всем. Достаточно сказать, что, будучи уже многажды лауреатами, студийцы не имели даже своей видеокамеры! Но тут им помог случай. Как-то Минтимер Шаймиев встречался с творчески одаренными детьми, съехавшимися со всего Татарстана. Посмотрев мультфильм, сделанный на студии “Феникс”, Президент захотел лично познакомиться с его автором. Им оказалась одна бойкая девочка, которая и здесь не растерялась… в общем, видеокамера у ребят теперь есть.
А недавно в студии появился и компьютер, но пока дети рисуют и “оживляют” своих забавных “мультяшек” по старинке – с помощью бумаги, карандаша и обычного стекла. Конечно, чтобы пригласить специалиста и обучить ребят компьютерной грамоте, нужны не такие уж и большие деньги. Но у студии и их нет. А кроме того, ее помещение не оборудовано охранной сигнализацией, и с появлением здесь дорогостоящей техники у Дросина еще одной головной болью стало больше…
Так случилось, что мы не виделись года два. И вот я узнаю, что Вадим Петрович и его студия теперь даже формально не относятся к Республиканскому научно-методическому центру народного творчества Министерства культуры РТ. Оттуда Дросина, мягко говоря, попросили, недвусмысленно намекнув на его пенсионный возраст. А студию взяло под свое крыло городское управление образования, но опять же скорее вынужденно, из жалости – просто потому, что она располагается на подведомственной ему территории – в городском Доме технического творчества.
По-хорошему бы шефство над детской киностудией должен взять Союз кинематографистов республики. Да здесь и не против, но беда в том, что киношники и сами как бы на птичьих правах – у них ни денег, ни своего помещения.
Конечно, нельзя сказать, что детская киностудия брошена на произвол судьбы. Да и пока ею руководит Дросин, он этого не допустит. В конце концов найти деньги на поездку или какие-то другие нужды, может, и не самое сложное. Гораздо труднее сломать стереотип мышления, согласно которому любительское кино по-прежнему представляется многим просто забавой, а не таким же серьезным делом, требующим божьей искры и природных данных, как, скажем, занятия музыкой или хореографией.
Конечно, кинематограф сам по себе искусство молодое, а любительское кино и вовсе феномен последней трети двадцатого столетия. И тем не менее появление сначала общедоступной узкопленочной кинокамеры, потом видеокамеры, а в последнее время – цифровых технологий позволило многим художественно одаренным личностям проявить себя именно в этой области творчества. Больше того, уже сегодня грань между любительским и профессиональным кинематографом зачастую оказывается даже более условной, чем в других видах искусства.
Конечно, это прорастание зерен мастерства, переход от любительства к профессиональным навыкам обусловлено многими факторами, но и здесь обязательными являются наличие таланта и нашей заинтересованности в нем. И естественно, чем раньше они проявятся, тем лучше.
О необходимости развития нашего собственного, татарстанского кинематографа, в том числе и игрового, говорится много и давно. Под это благое дело разработана и принята уже не одна “комплексная программа”, потрачен не один миллион рублей. Однако надо признать, что творческая отдача от них пока невелика. И, возможно, одна из причин этого кроется именно в нашем отношении к кинолюбительскому движению – как к полезному, увлекательному досугу, но не более того. К тому же и сами кинолюбители в большинстве своем люди скромные, не тщеславные… Некоторые из них, подобно Дросину, ведут детские студии, делясь со своими воспитанниками всем, что умеют и имеют. Но при этом никому даже в голову не приходит, что в их лице республика располагает огромным творческим потенциалом.
В свое время было много сказано и о юдинской студии “Рябинка”, где поселковые мальчишки и девчонки занимались под руководством Юрия Калинина. Сегодня среди его бывших воспитанников есть даже кинозвезды. К примеру, вот как вспоминает то время известная питерская актриса Светлана Смирнова, чьим кинодебютом стала роль Зинки Бегунковой в фильме Ильи Авербаха “Чужие письма”: “Под Казанью, в поселке, где я родилась и училась, был замечательный театральный коллектив “Рябинка”. Зимой мы играли спектакли, зарабатывали деньги, а летом на эти деньги снимали кино – самое настоящее, игровое кино на 8-миллиметровой кинопленке. Сами писали сценарии, сами режиссировали, сами проявляли и монтировали. В 13 лет я сыграла Джульетту. Мне повезло… я попала в руки гениального человека Юрия Леонидовича Калинина, который и сделал из меня актрису…”
Другие птенцы калининского гнезда тоже разлетелись – кто куда… Многие из них связали свою жизнь с искусством – театром, кинематографом, но, как правило, далеко за пределами Татарстана. А сама “Рябинка”, как нетрудно догадаться, просуществовала ровно столько, насколько ее руководителю хватило сил и энтузиазма противостоять расхожему мнению, что любительское кино – это просто забава, детская игра…
А как-то сложится судьба студии “Феникс” и ее питомцев?..
К слову, 26 мая в Санкт-Петербурге открывается международный фестиваль детского киновидеотворчества, в конкурсной программе которого примут участие и фильмы студии “Феникс”. Но вопрос о поездке туда самих ребят до сих пор остается открытым…