“Пожарная команда” по борьбе… с водой

В период таяния снега или после сильного дождя многие улицы Казани превращаются в неестественные водоемы.

Автор статьи: Денис ТИХОНОВ

В период таяния снега или после сильного дождя многие улицы Казани превращаются в неестественные водоемы. Машины, “плывущие” через грязные лужи, пешеходы, тщетно пытающиеся перейти дорогу, не замочив ног, – привычная для нашей столицы картина. Причиной тому – жуткое состояние городской ливневой канализации.


Хозяйство это масштабное. Общая протяженность подземной ливневой сети – около 260 километров. Система объединяет свыше 3 тысяч ливнеприемников и столько же смотровых колодцев. Поскольку вода с улиц и тротуаров уходит в городские водоемы по трубам, “ливневка” требует постоянной прочистки. Если этого не делать, образуются заторы, чреватые серьезными неприятностями для города и горожан.


Только один пример. На улице Братьев Касимовых во время сильного дождя засоренная “ливневка” не справилась с ситуацией. В результате скопившаяся на поверхности вода настолько размыла газон, что на месте зеленой травки образовалась яма, заполненная грязью. Когда вода сошла, специалисты стали искать колодец (у каждой решетки вдоль дороги на расстоянии 60 метров имеется спутник – канализационный люк), чтобы специальной техникой удалить грязь, скопившуюся на данном участке “ливневки”. Найти его оказалось непросто, так как дорожники по невнимательности закатали люк под асфальт. Такая вот “межведомственная нестыковка”, весьма символическая.


Родить-то родили…

Полтора года назад администрация Казани создала муниципальное унитарное предприятие “Управление по эксплуатации ливневой канализации”. Новой структуре поручили обслуживание большей части ливневой сети столицы – почти 190 километров из 260.


Родить-то новую структуру родили, однако тут же оставили на произвол судьбы. По словам главного инженера управления Камиля Валеева, вначале предприятию обещали выделить из городского бюджета на приобретение специальной техники 10 миллионов рублей. Затем эту сумму урезали наполовину. Впоследствии сократили еще. А потом и вообще про это дело забыли. Словом, пустили управление в самостоятельное плавание.


А выживать новому предприятию непросто. Чтобы сформировать свой бюджет, управление заключает договоры на выполнение работ с главами районных администраций. А уж те, исходя из финансовых возможностей, решают, где “ливневка” должна функционировать, а где – нет. Главы, конечно, понимают, что чистить трубы надо, и желательно везде, но карман-то не резиновый. Хорошо, если на территории района есть крупные предприятия-налогоплательщики. А если их нет? Что прикажете делать тому же “спальному” Ново-Савиновскому району, где нечищеных “ливневок” предостаточно, а денег мало?


Со столичным департаментом текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства управление заключает договоры на содержание дорог правительственного назначения. Негоже, чтобы и на этих трассах машинам приходилось двигаться вплавь. Работает управление и с промышленными предприятиями. Там ведь тоже есть “ливневка”, которую необходимо чистить.


Словом, фронт работ есть. А спецтехники в наличии всего-то 5 единиц.


В прошлом году управление заработало 8 миллионов рублей. Правда, номинально, так как некоторые заказчики не торопятся расплачиваться. Более миллиона рублей задолжал департамент внешнего благоустройства, есть долги и у районных администраций. Заметим попутно, что последний раз тарифы на перекачку ила пересматривались два года назад. По словам Камиля Валеева, сегодня себестоимость работ по очистке одного погонного метра ливневого коллектора зашкаливает за тысячу целковых. Заказчики же расплачиваются по имеющемуся тарифу – 426 рублей за метр.


Чтобы поддерживать систему ливневой канализации города в нормальном состоянии, по мнению специалистов, нужно ежегодно расходовать 150-160 миллионов рублей. О таких деньгах “кураторы” этой системы сегодня и не мечтают. Даже если подобный заказ от города поступит, они его просто не смогут выполнить – нет техники. Нынешний парк машин необходимо увеличить в 20 раз. А пока в управлении намерены за свой счет приобрести один новый “илосос” на базе “КамАЗа”. Стоит он 1,2 миллиона рублей, поэтому будут брать в рассрочку на 2-3 года. Иначе не получается: денег нет.


Тут самое время упомянуть и о такой нестыковке. В сущности, дороги и ливневая канализация – вещи неразделимые. По логике вещей и уход за ними должен финансироваться из общего источника. У нас же на ямочный ремонт деньги находятся ежегодно, а на прочистку ливневок их хронически недостает. Хотя из-за чего дороги так быстро разрушаются? Да из-за той же стоячей воды! Вот и получается, что боремся не с причиной, а со следствием.


Нужен системный подход

Сотрудники управления вроде бы в шутку, а по сути, очень точно называют себя “пожарной командой”. Поскольку чистят и ремонтируют только те участки “ливневки”, которые могут неприятно удивить горожан в ближайшее время. “При таких темпах и таком подходе, – говорят специалисты, – мы скоро потеряем городскую ливневую систему, ведь за год засоряется больше, чем мы успеваем прочистить”. А тут еще народ ворует: ежегодно пропадает в среднем 200 ливневых решеток и 150 крышек от канализационных люков, но денег на закрытие дыр в бюджете предприятия нет. А в открытый колодец человек может упасть или машина угодить. Автомобилисты еще и судятся с ливневщиками, дабы возместить материальный ущерб за покалеченные авто. Что ж, приходится возмещать…


Еще одна головная боль – отсутствие схемы прокладки ливневой канализации города. Сегодня техническая документация имеется только на третью часть подшефной управлению ливневой системы Казани. В городе (особенно во дворах) много бесхозных объектов, подобных коту в мешке: схема прокладки отсутствует, смотровые колодцы отыскать проблематично. Не исключено, что они, как и в случае с “ливневкой” на улице Братьев Касимовых, находятся под асфальтом. А ведь по расчетным данным производственного управления “Росгорблагоустройство”, очистка смотровых и ливнеприемных колодцев должна проводиться дважды в год.


В департаменте внешнего благоустройства столицы задачу перспективного развития ливневой канализации возложили на отдел выдачи технических условий на благоустройство и отведение дождевых и талых вод. Отдел был создан лишь в начале этого года.


По словам его начальника Галины Нестерчук, до 1992 года “ливневкой” в Казани занимались достаточно серьезно. Обслуживало эту сеть городское дорожно-ремонтное управление. Приводя в порядок дороги, оно одновременно поддерживало в рабочем состоянии и ливневую канализацию. Но затем система была разрушена – дорожники и ливневщики стали тянуть некогда общую лямку по отдельности.


Ситуацию усугубила и активизация частного строительства в Казани. Частники – народ экономный, прокладку “ливневки” они считают делом невыгодным: мол, этим должен заниматься город. А город в лице сотрудников департамента внешнего благоустройства продолжает собирать данные о состоянии ливневой канализации по районам Казани. Иными словами, ищет, куда и когда перебросить “пожарную команду” по борьбе… с водой. Наиболее частые адреса – улицы вдоль Булака, Большая Крыловка, Портовая, где “ливневка” засорена до предела, а также улицы Татарстан, Тинчурина, Техническая, Гаврилова, где немало ее разрушенных участков. А вот в Кировском районе проблема отвода талых и дождевых вод решается, как в XIX веке: вдоль транспортных магистралей в основном прорыты канавы. Правда, в этом году ее серьезность вроде бы осознали. Как сообщили в департаменте, глава администрации района подал в “Каз-гражданпроект” заявку на разработку схемы ливневой канализации.


Все должно быть в кулаке

В Казани существуют еще две организации, занимающиеся подобным видом деятельности, – КУП “Ремонтно-эксплутационное дорожное управление Советского района” и МУП “Экология” (обслуживает 11 километров ливневой сети Авиастроительного района). Предприятие Советского района, на балансе которого 61 километр “ливневки”, сохранило практикуемый в советские времена подход к делу: дороги и ливневая канализация здесь обслуживаются комплексно.


– У нас всегда было так, – говорит заместитель начальника РЭДУ по производству Игорь Бахтин. – Все должно быть в кулаке. Тогда и работать проще. Разбрасывая каждую зиму песко-соляную смесь на дорогах, а в нашем районе это около 30 тысяч тонн, мы заранее думаем, как вывозить снег. Ведь чем больше снега с песком вывезем с дорог, тем меньше грязи придется выгребать из ливневых коллекторов. В результате сегодня у нас проблем с “ливневкой” нет.


Следует заметить, что это предприятие подчиняется отделу коммунального хозяйства администрации района. С ним оно и заключает договоры на обслуживание ливневой канализации. Долгов перед РЭДУ район не делает, поэтому и зарплату на предприятии выдают вовремя, и с налогами все в порядке. А в прошлом году оно обновило и технический парк, закупив гидродинамическую машину и “илосос”.


А вот с департаментом внешнего благоустройства у РЭДУ отношения как-то не складываются. Согласно договору, это управление также обслуживает дороги правительственного назначения, но за последние три года “живых” денег за выполненную работу не получило. В качестве платы за услуги департамент предлагает бензин или асфальт по завышенной цене.


Что делать?

В прошлом году в Казань приезжали ученые из Академии жилищно-коммунального хозяйства при Госстрое РФ. Их вердикт был таков: проблемы ливневой канализации должны решаться в масштабе всего города, как это делается, скажем, в Москве, где из городского бюджета на эти цели выделяются достаточные средства. В Самаре аппетиты организации, обслуживающей ливневую сеть, удовлетворяются тарифной политикой: деньги взимаются с предприятий, которые пользуются городской системой водоотвода. Так, в прошлом году МУП “Инженерная служба” Самары предлагало поднять тариф за промышленные стоки в 24(!) раза. Если бы это произошло, то, к примеру, только самарские ТЭЦ пополнили бы в этом году казну ливневщиков на 27 миллионов рублей. Однако инициатива “Инженерной службы” не прошла. В дело вмешалась администрация города, и тарифы подняли только в полтора раза.


– Наши проблемы можно решить лишь тогда, когда будет в полной мере осознано значение ливневой системы, – считает Камиль Валеев. – Мы привыкли заниматься вопросами, которые лежат на поверхности, – зелень сажать, дороги ремонтировать, фасады красить… А раз ливневая канализация скрыта от глаз, то вроде и проблемы нет. Но это ведь не так. Решать ее нужно, и подходить к этому системно, комплексно, с соответствующим объемом финансирования…


…Представьте ситуацию: Казань празднует свое тысячелетие. В столице полно гостей. И вдруг… хлынул дождь. Интересно, с кого спросят за то, что юбилейный макияж, наведенный на внешний облик древнего города, померк в стоячих лужах? С начальника управления, располагающего пятью единицами техники?

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще