То, что лето почти уже наступило, особенно чувствуется в Казани на улице Баумана. И не потому, что юбчонки на девчонках все выше и выше обнажают лайкру дорогих колготок, а парни в большем количестве потягивают холодное пиво. Симптомы приближающегося лета я усматриваю и в том, что здесь, на главной пешеходной улице, появилось гораздо больше музыкантов, художников и других представителей так называемой уличной культуры.
Ближе к полудню наш казанский Арбат становится похожим на некий оркестр без дирижера. А первой скрипкой в этом “оркестре” выступает… баян. Немолодые уже люди, скорее всего пенсионеры, наигрывают, в основном, старые советские шлягеры – от “Катюши” до песенки крокодила Гены. С душой, чувством, и послушать приятно. Можно подойти к ним и заказать свою любимую мелодию. Мастерства многим уличным музыкантам не занимать, любую песню могут подобрать на слух. Лично мне особенно приглянулась интеллигентного вида почтенная апа, в ее репертуаре – татарские народные мелодии и песни.
С самого утра одну из скамеек занимает молодой человек. Такое впечатление, что он перебирает кнопки и клавиши своего баяна исключительно ради собственного удовольствия или готовит домашнее задание по программе музыкальной школы. Он никому не навязывает ни себя, ни своей музыки. И тем не менее ему тоже перепадают от прохожих монетки, а то и бумажная купюра.
А вот пение под караоке, похоже, выходит из моды. По сравнению с прошлыми годами желающих спеть с микрофоном перед экраном заметно поубавилось. Или еще сезон не наступил?
И все-таки очевидна тенденция: “живой” музыки стало больше. Если баян – воплощение традиционной культуры, то саксофон – признак западного “вторжения” в нее. Первый саксофонист появился на улице Баумана еще ранней весной, играл вечерами, до самой темноты, когда особенно много молодежи. И такая неподдельная тоска звучала в его аккордах…
Каждый представитель ули-чной культуры – со своей душой, своими чувствами. Что мы знаем об этих людях? Ничего. Да и не хотим, наверное, знать. Просто проходим мимо, иногда доставая из кармана завалявшуюся мелочь.
Да они и не требуют от нас ничего – ни аплодисментов, ни пристального внимания к собственной персоне. Даже на хлеб насущный таким образом много не заработаешь. Ведь те же гроши можно насобирать и обычным попрошайничеством. Это даже легче – не надо таскать с собой инструмент, разуметь нотную грамоту… И все же, наблюдая за уличными музыкантами, прихожу к выводу: в зрителях они нуждаются больше, чем в деньгах.
Наглядный тому пример – парень с гитарой. В нем все вызывающе, все рассчитано на публику: и манера игры (дико ударяя по струнам и при этом громко, протяжно завывая), и экстравагантный внешний вид (голый торс и головной убор в виде колпака). Замечу, что впервые он вышел на публику в этом “прикиде” еще при минусовой температуре! Глядя на него, прохожие ежились от холода, но самому гитаристу, подозреваю, было даже жарко. Он так неистово бил по струнам и при этом так самозабвенно раскачивался, извивался всем телом…
Открыла улично-концертный сезон и группа “Раритет”. Это уже не “один в поле воин”, а целый коллектив с профессиональной аппаратурой и солидным репертуаром. Выступают “раритеты” ежедневно почти до полуночи, играют и поют музыку, под которую трудно усидеть на месте. Так что в последнее время гитарист, видимо, не выдержав конкуренции, вынужденно “переквалифицировался” в художники. Либо гонорары последних показались ему более привлекательными.
В минувшие майские праздники на пятачке перед зданием Нацбанка я насчитала уже около десятка художников-портретистов. Это не считая тех, кто выставляет на продажу готовые картины. Несмотря на жесткую конкуренцию, мастера “мгновенного портрета” без дела не сидели. Не беда, что их творениям не всегда хватает внешнего сходства с оригиналом. Очень часто художники, чтобы угодить клиенту, слегка “приукрашивают” свою модель. Хотя бывает и наоборот: живые лица намного краше и милее, чем нарисованные.
Лицо уличной культуры – это и вездесущие гадалки, мгновенно устанавливающие зрительный контакт с потенциальными клиентами (а чаще всего клиентками), это и мы сами, жующие свои хот-доги и поп-корн, утоляющие жажду из пластиковых бутылок и жестяных банок. Ежеутренне, чуть свет, множество блюстителей чистоты выметает следы нашей с вами “культуры”. А с тех пор как потеплело, особенно по выходным и праздничным дням, люди в ярко-зеленых жилетах буквально дежурят возле каждой скамейки, поскольку некоторые из нас не утруждают себя несколькими шагами до урны… А еще спасибо старушкам, которые вмиг подхватывают брошенную стеклотару – и улица чище, и бабулькам какая-никакая прибавка к пенсии.
Очень хочется верить, что когда-нибудь на улице Баумана будет больше тени и чистого воздуха. В принципе, это возможно, если приживутся высаженные и пока беззащитно тоненькие липки. Вернее, если мы дадим им дожить до своего “совершеннолетия”.
Рузия САФИУЛЛИНА.
Рузия САФИУЛЛИНА.