Природа предоставила нам возможность сыграть в жизни все возрастные семейные роли. Сначала все мы – дети, потом, если захотим, – родители, затем, если Бог даст, – бабушки и дедушки.
В нежном возрасте нам поскорее хочется стать большими, чтобы отделаться от опеки взрослых, в зрелые годы мы зачастую сами устанавливаем диктат над собственными детьми (чтобы что-нибудь с ними не произошло и они не свернули на кривую дорожку), а наши старики, не понимая ни внуков, ни своих уже выросших детей, только вздыхают: вы ведь сами вскоре окажетесь в роли дедушек и бабушек… Проблема отцов и детей стара как мир. А как наши читатели преодолевают или обходят ее?
Зульфия Халилова, экономист (Казань):
В наше время не было такого понятия, как проблема отцов и детей. Возникали, конечно, некоторые трения, но все проходило не так остро, как у нынешней молодежи. Сейчас ребенок уже в пять лет может заявить: “Мама, у меня свое мнение!” А мне даже в голову не приходило пойти против воли родителей. Я всегда советовалась с ними, понимала, что у них больше жизненного опыта.
Современные дети слишком быстро становятся самостоятельными, и из-за этого совершают ошибки. А ведь их можно было бы избежать, прислушайся они к советам старших. Я очень люблю своих родителей и никогда не стеснялась говорить им об этом вслух.
Алсу Халилова, абитуриентка Казанского государственного университета (дочь Зульфии Халиловой):
Мои подружки часто жалуются на своих родителей. Думаю, они сами виноваты. Если взрослые что-то запрещают, значит, не уверены, что не возникнет неприятных последствий. Ведь родители желают своим детям только добра.
У меня с мамой таких проблем не бывает. Она знает все о моей жизни. Конечно, так было не всегда. Всего 2-3 года назад я стеснялась рассказывать матери некоторые вещи. Когда я первый раз влюбилась, то не сразу поделилась своими переживаниями с родителями. Но когда все же наступил момент откровения, я поняла, что ничего в этом страшного нет. Моя мама – это в первую очередь моя подруга. Она поддерживает меня в трудных ситуациях, всегда может дать дельный совет.
Айрат Закиров, водитель (Казань):
У меня очень демократичные родители. Были, конечно, разногласия. Но у кого их нет? Да и споры возникали в основном из-за пустяков. Допустим, я иду гулять с друзьями. Вполне уместный вопрос со стороны родителей: “С кем и куда?” Будучи подростком, я начинал нервничать, мне казалось, им это знать ни к чему. Потом понял: раз спрашивают, значит, беспокоятся.
Сейчас у меня своя семья, но я навещаю родителей. Помогаю по хозяйству, советуюсь. Я уверен, что собственных детей я буду воспитывать так же, как меня воспитывали мои родители.
Елена Соколова, педагог (Набережные Челны):
Как специалист вам говорю, что не будет проблем между родителями и детьми, если вы будете слышать своего ребенка. Не слушать, а именно слышать. Не давить на него с высоты прожитых лет, а понимать его, ненавязчиво подсказывать. Мы ведь порой как разговариваем со своими детьми? Туда не ходи, это не трогай, одевайся поскорее! А почему бы не предложить альтернативу? Почему бы не сказать: ты можешь сейчас сделать уроки, а потом погулять, а можешь – наоборот? Мы не любим, когда командуют нами, сами же командуем детьми на каждом шагу. Отсюда – и непонимание.
Анас Гиниятов, заместитель начальника ЭПУ “Нижнекамскгаз”:
В нашей семье – здоровый патриархат, поэтому проблемы взаимоотношений отцов и детей не существует. Нас четверо братьев, и всему, что умеем в этой жизни, мы обязаны отцу. Отсюда – и соответствующее отношение к нему.
Лишь один пример. У нас никто, кроме меня, не курит. Так что я, имея двоих уже взрослых детей, из уважения к отцу до сих пор не позволяю себе при нем зажечь сигарету. В родительском доме мы собираемся все вместе в выходные и праздники. Нам всегда есть о чем поговорить, чем заняться. И теперь уже не мы, а наши дети (несмотря на то, что выросли в городе) помогают кормить разнокалиберную живность, которой наполнен родительский двор. Не остается без работы и наше поколение. Когда два моих брата решили построить общий коттедж, им не нужно было приглашать ни каменщиков, ни плотников, ни электриков. Мы все сделали сами. Так что я уверен, что заботу и уважение, которыми окружены сейчас наши родители, в свое время испытаем и мы.
Ляля Аглямова, предприниматель (Заинск):
Наверное, сам вопрос о взаимопонимании отцов и детей возникает в тех семьях, где ослаблены родовые связи, где сами семейные отношения требуют серьезной реанимации. У нас в семье сильны традиционные татарские устои, поэтому говорить о подобной проблеме не приходится.
Мы, дети, всегда с огромным уважением относились к своим родителям. Отец занимал высокие должности и был невероятным трудоголиком. Для нас он всегда был и остается примером того, как нужно строить отношения с окружающими людьми, как нужно правильно преодолевать семейные проблемы. Наша мама – замечательная хозяйка и очень коммуникабельный человек. Искренне надеюсь, что усвоенные в детстве традиции мне удалось перенести в свою нынешнюю семью.
Ирина МИТРЮШКИНА,
Евита САМОЖЕНОВА,
Гамира ГАДЕЛЬШИНА,
Елена ТАРАН.