Будет порядок, если объединим усилия

Придешь с рынка или из магазина, развернешь покупку и.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

Придешь с рынка или из магазина, развернешь покупку и… чуть ли не взвоешь от обиды: опять недовесили, брак подсунули… Ну как жить в стране, где граждане на каждом шагу подвергаются “торговому террору” и абсолютно перед ним беззащитны?


Но проходит день-другой, эмоции постепенно стихают, начинаешь думать, что о случившемся лучше забыть и успокоиться хотя бы потому, что нервные клетки не восстанавливаются… И жизнь вновь идет своим чередом, до следующего подобного ЧП, вновь заканчивающегося возмущением на кухне, не более. Выпустили пар, полегчало, ну и слава Богу…


Если все мы будем так рассуждать и впредь, то дальше кухни дело впрямь не пойдет и как дурили нас вчера, так будут дурить и завтра. Так что надо менять поведение. Каким образом?


Начинаем качать права!

Оказывается, многие из нас, потребителей, страдают по собственной вине. Потому что слишком беспечны и мягкотелы, апатичны и ленивы. Вместо того чтобы бить в набат, самим бороться за свои права, ждем доброго дядю, хоть и знаем, что напрасно ждем и он все равно не придет. Так что давайте проявлять инициативу: берем рапиру в руки (можно для начала телефонную трубку или авторучку) – и вперед, отстаивать свои потребительские права.


Если ваши потребительские права нарушили, звоните по “горячим телефонам” в Казани: 92-05-50, 92-52-02, 92-20-46.


Кое-кто это уже делает. И результаты налицо. В 2003 году под эгидой Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ в Татарстане проведено 1300 проверок деятельности хозяйствующих субъектов. Наибольшая доля проверок (69 процентов) традиционно пришлась на торговлю, потому что именно на нее ропщут потребители, обижаясь на обман и обвес, некачественные товары и услуги. Но в последнее время поступают жалобы и на жилищно-коммунальную сферу (18 процентов), обязанную предоставлять нам те или иные услуги, обозначенные в счетах-фактурах. За 2003 год в республике потребителям возвращено 19 миллионов 270 тысяч рублей (на 70 процентов больше, чем в 2002-м). Так вот, значительную часть этой суммы – 8 миллионов рублей – составили средства, необоснованно полученные жилищно-коммунальной сферой. Вот лишь один пример.


Жилищные управления Московского района Казани, воспользовавшись отсутствием в домах комплектных электросчетчиков, начисляли плату за освещение мест общего пользования из расчета 15 квт/час в месяц вместо положенных 5 квт/час. В результате райжилуправление необоснованно предъявило населению к оплате счета на 3 миллиона рублей. И потребителям пришлось бы распроститься с этой суммой, если бы они ограничились лишь “выпусканием пара” на кухнях. Но люди обратились за помощью в Комитет по защите прав потребителей МТиВЭС РТ и в итоге получили обратно свои деньги.


Подобные истории с неверным расчетом платежей произошли и в Болгаре – здесь жильцам дома № 1 по улице Дзержинского управление жилищным фондом излишне предъявило к оплате счет на 58 тысяч рублей, и в Зеленодольске, где жильцам дома № 1 по улице Чапаева платежи за расход электрической энергии начисляли вне зависимости от состава семьи и количества комнат в квартирах, в результате чего “набежало” лишних 32 тысячи рублей. В том и в другом случае люди молчать не стали – отстояли правду, а заодно и свои деньги. Так что есть смысл активнее и смелее бороться за свои права.


Призовем на помощь экспертов

Как грамотно оценить спор между потребителями и продавцами (изготовителями, исполнителями) по поводу того или иного дефекта товара (услуги)?


– В таких ситуациях не обойтись без проведения проверки качества товара – экспертизы, – говорит начальник отдела цен и организации независимой экспертизы МТиВЭС РТ Альберт Маратов. – В прошлом году количество обращений граждан к нам по поводу плохого качества товаров значительно увеличилось.


В настоящее время в Казани функционирует Республиканский центр независимой потребительской экспертизы при КазХимНИИ, которым в минувшем году проведено 668 экспертиз. Больше всего споров было по поводу некачественной обуви (393). На втором месте швейная продукция (101), на третьем – электробытовые приборы, а на четвертом – сотовые телефоны. В 62 процентах случаев результаты экспертиз были в пользу потребителей.


Но, как признает Альберт Маратов, количество экспертиз (всего-то 668, или 14 процентов от потребности) для нашей республики явно мало. Центру, с одной стороны, нелегко справляться с работой в одиночку, с другой – жителям удаленных районов республики не с руки всякий раз ехать в Казань, чтобы защитить попранные потребительские права. Хотя в каждом районе имеются структурные подразделения по защите прав потребителей, но экспертизы проводятся только в Казани. Как тут быть?


– Решено расширить область деятельности по проведению независимых экспертиз, улучшить их качество, – говорит первый заместитель министра торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ Владимир Михайлов. – Уже достигнута договоренность о взаимном сотрудничестве с организациями (их семнадцать), аккредитованными Госстандартом России. Так что экспертиз станет больше.


Невежество стоит денег и слез

Но на экспертизу надейся, а сам не плошай. Россияне же в области потребительских знаний безнадежно отстали от Запада. Отчасти виноваты сами, потому что у большинства населения нет интереса к подобным материям. Но и государство, надо признать, не больно-то стремилось посвящать нас в эти тонкости. И в школах столь нужного предмета, как основы потребительских знаний, отродясь не преподавали, если не считать факультативов в некоторых учебных заведениях. А если все же посчитать и вывести коэффициент полезного действия таких вот свободных уроков, то он оказывается неожиданно высоким. По крайней мере, ребят, которые изучают этот “необязательный” предмет в свободное от обязательных уроков время, трудно обмануть на рынке, в магазине, в химчистке и так далее – свои потребительские права они способны грамотно отстоять. Третий год в Казани проводятся олимпиады среди школьников по основам потребительских знаний. И это обнадеживает, заставляет задуматься: а не ввести ли “потребительский предмет” в обязательную школьную программу, как, например, в Германии? Вопрос не просто интересный, но и актуальный, и он уже серьезно обдумывается в нашей республике. Быть или не быть в школах республики такому предмету, как основы потребительских знаний, покажет время.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще