Татарстан “заболел” невероятно популярной экстрим-развлекухой, именуемой “Drag Racing”: по-русски – “любительские гонки”. Поглазеть на зрелищные “турниры моторов” в столицу республики съезжались автолюбители со всего Татарстана. Однако с некоторых пор Казань утратила статус столицы любительских гонок: эстафету в начале 2003 года перехватил Зеленодольск.
Правда, зеленодольские любители быстрой езды, в отличие от казанских, сумели-таки добиться от местных властей придания своим соревнованиям статуса официальных и проводили их вполне легально. В число организаторов входило управление по делам молодежи и спорту местной администрации. На гонках постоянно дежурили наряды ГИБДД, машины пожарной охраны и работники “Скорой помощи”. Место проведения заездов оцеплялось по периметру. В качестве гоночной трассы была выбрана дорожная ветка на окраине Зеленодольска, менее насыщенная транспортом, чем другие городские магистрали.
О популярности любительских гонок свидетельствует тот факт, что среди участников замечены люди разных поколений – от восемнадцатилетних до тех, кому за сорок: и бизнесмены, и рабочие, и учащиеся. Экстремалы соревновались в классе двигателей объемом 1500 и 1600 кубических сантиметров – то есть на серьезных машинах.
Проехать нужно четверть мили (чуть больше четырехсот метров), это принятая в мире дистанция. В конце прошлой зимы дрэг-рейсеры гоняли по льду. Занятие, понятно, опасное, но весьма зрелищное. С приходом тепла турниры переместились на асфальт.
В течение 2003 года состоялось семь гоночных турниров, любители острых ощущений жили в предвкушении следующего экстрим-слета. Трагедия в ночь на 14 сентября 2003 года поставила жирный крест на автомобильной фиесте.
В тот день в качестве гоночной трассы экстремалы выбрали участок центральной магистрали Зеленодольска – улицы Ленина, недавно отремонтированной и расширенной на полтора метра. Когда ближе к полуночи по дороге на бешеной скорости неслись два автомобиля, улицу стал переходить 25-летний Рустем Зайнуллин. Один из “болидов” пошел на обгон и сбил находящегося на середине дороги парня. Жуткое происшествие не охладило пыл гонщиков: не снижая скорости, они продолжили сумасшедшее ралли. Спустя десять минут на место происшествия прибыла “скорая”, однако врачам осталось только констатировать смерть пострадавшего.
По факту наезда (статья 264 Уголовного кодекса РФ – “Нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека”) было возбуждено уголовное дело. Установить виновников сразу не удалось. Немногочисленные очевидцы ДТП смогли вспомнить, что это были машины отечественных марок и на обеих установлены красные брызговики. За это и зацепились следователи. Дело в том, что нынче в кругах стрит-рейсеров (дрэгов иногда называют и стрит-рейсерами – гоняют-то они по улицам. – Авт.) модно оборудовать свои авто такими нестандартными “фартуками” – это своеобразный фирменный знак. Мол, за рулем не обычный автолюбитель, а настоящий гонщик.
Спустя несколько дней сотрудникам милиции удалось установить исполнителей смертельного “форсажа”. Одной из машин управлял житель поселка Васильево, за баранкой другой находился сын известного в городе предпринимателя.
Но одно дело – установить участников ДТП и совсем другое – доказать их вину, ведь погибший переходил улицу в неположенном месте, а это веский аргумент в пользу защиты. В общем, без крепкой доказательной базы дело грозило развалиться. Сотрудники милиции пытались предъявить задержанному обвинение еще по одной статье Уголовного кодекса – “Оставление места ДТП”. Однако пока шло следствие, 11 декабря 2003 года вступил в силу пакет поправок к Уголовному кодексу России, который, выражаясь юридическим языком, декриминализировал данное деяние. Как ни странно, эта статья теперь попросту исключена из кодекса, и, выходит, за то, что ты скрылся с места ДТП, ничего не будет…
Итак, легальные зеленодольские турниры по дрэг-рейсингу приказали долго жить. Но лихорадка под названием “Drag Racing” продолжала шествие. На время провинциальный центр любительских гонок переместился в Елабугу. Здесь, на взлетной полосе местного аэродрома, прошел вполне легальный турнир, на который собрались гонщики-любители не только из разных концов республики, но и из соседних регионов. Как им удалось получить официальное разрешение, непонятно, ведь в официальном релизе республиканской ГИБДД говорится: “…Управление ГИБДД МВД РТ информирует, что любые указания на организационную поддержку подобных мероприятий со стороны ГИБДД не соответствуют действительности”.
Между тем в середине февраля в Зеленодольске начались судебные слушания по делу местных лихачей. К этому времени окончательно подтвердилась версия, что причиной трагедии на улице Ленина стал именно дрэг-рейсинг.
Один из подсудимых рассказал, что в тот злополучный вечер в гонке стартовали три автомобиля. Один из них практически сразу сошел с дистанции. Две другие машины, по словам обвиняемого, на равных преодолели примерно половину пути, после чего его авто стало отставать. Видя это, гонщик переключился на “нейтралку”, намереваясь докатиться до финиша по инерции. Тогда-то на дороге и появился пешеход – он стоял на разделительной линии и смотрел в сторону стремительно надвигающихся машин. И якобы когда до парня оставалось каких-то десять метров, потерпевший сам сделал движение вперед и попал под колеса. Проехав еще немного, гонщик оглянулся, увидел, что парень лежит без движения, испугался и уехал.
Адвокат подсудимого предъявил суду заключение судмедэксперта, в котором было отмечено, что в крови погибшего зафиксирована сильная концентрация алкоголя. Это утверждение оспаривали мать и приятель Рустема Зайнуллина. Так, друг, с которым Рустем встречался в тот вечер, рассказал, что на двоих они выпили полтора литра пива. Другие свидетели, общавшиеся в тот день с пострадавшим, тоже не заметили сильного опьянения. Так был ли пьян погибший?
По окончании судебного разбирательства был оглашен приговор. 24-летний Лев У. был осужден на 4 года лишения свободы в колонии общего режима. В качестве моральной и материальной компенсации он обязан выплатить семье погибшего 300 тысяч рублей.
Однако судебные баталии по данному делу, похоже, только начинаются. Адвокат осужденного подал жалобу на приговор районного суда, и теперь дело будет рассматриваться в Верховном суде Татарстана.
…А в Зеленодольске возобновились турниры любителей автомобильных гонок. Правда, теперь они состязаются в фигурном вождении, но зато в центре города, и именуется это мероприятие “Гонка двух озер”. Зимой машины парами накручивали круги по льду городского озера. С начала года состоялось уже пять подобных соревнований. О возобновлении турниров по реальному дрэг-рейсингу (гонке по прямой на 400 метров) пока никто не говорит…
P.S. В прошлом году в Зеленодольском районе зафиксировано 206 ДТП, погибло 38 человек (на четыре смерти больше, чем в 2002 году). Более половины ДТП произошли на улицах города.