И в бедности можно сохранить хорошие манеры.
Надо просто помнить, что они состоят из мелких самопожертвований…
Еще не успело стереться из памяти помпезное открытие в Казани первого в республике шведского гипермаркета ИКЕА, как заморским торговцам, похоже, впору подсчитывать убытки. Конечно, практичные иностранцы предусмотрели затраты на “раскрутку” фирменного торгового комплекса – распродажу товаров с заманчивыми, непривычно крупными для российских умов скидками. Эту статью расходов можно поправить довольно быстро – сразу по окончании двухнедельного “сезона дешевизны”. Но вот понимание безграничного российского пристрастия к халяве никак не может уложиться в цивилизованных европейских головах. Соответственно, наши изворотливость, изобретательность и (чего уж греха таить!) невоспитанность в расчет взяты не были. А зря…
Три пробных дня (в Европе до официального открытия магазина принято некоторое время поторговать, дабы определить уровень покупательского спроса) наверняка вызвали у иностранцев настоящую эйфорию. Судите сами: народ в магазин повалил валом, в огромном количестве расхватывая недорогие и такие нужные в хозяйстве товары вроде симпатичных подсвечников и подушек с синтетическим наполнителем. Правда, некоторое изумление вызвали покупательские способности казанцев: к примеру, не богатырского вида старушка напористо волокла увесистый тюк с закупленными сковородками. “Куда ей столько кухонной утвари?” – чесали затылки озадаченные шведы. Кто будет объяснять неискушенному иноземцу, что это нормальное российское предпринимательство, и все заморские сковородки-подсвечники уже на следующий день появятся на рынках Казани? И бабка продаст свое приобретение, как минимум, по двойной цене.
И все же торговцам приятно было видеть, как нескончаемый людской поток, “ощетинившись” ножками купленных по дешевке стульев и побрякивая почти дармовыми тарелками, направлялся в сторону жилых массивов. Не меньше радовал иностранный глаз и вид авто, груженных сверх меры комодами и диванами, с высовывающимися из окон подушками и комплектами постельного белья. Да-а, если так активно идет предварительная торговля, то что же будет в день официального открытия магазина? Шведы как в воду глядели.
Уже задолго до начала презентации объекта – часов с шести утра – у входа в магазин образовалась огромная толпа. Желающие вкусить благ цивилизации по дешевке все прибывали и прибывали. Очевидцы утверждают, что подобный “хвост” видели разве что на Красной площади в Москве перед входом в мавзолей Ленина. К положенному часу прибыли высокие гости – и наши, и со стороны шведов. Однако приветственные речи народ слушал вполуха, больше орудуя локтями в попытке пробраться поближе к вожделенным дверям.
…Первый инцидент происходит возле контейнера со сковородками. Он мгновенно пустеет, а из-за последних экземпляров разгорается настоящий бой – две приличного вида дамы сначала вырывают друг у друга кухонную утварь, а затем переходят к “сковородоприкладству”. Воительниц разводит охрана.
– Для чего эта коробка с карандашами? – спрашивает какая-то женщина у продавца-консультанта.
– Вы можете взять карандаш, мерную ленту и листок бумаги, – вежливо объясняет молодой человек. – Потом замерить, к примеру, длину и ширину выбранной вами мебели, зафиксировать эти данные. А придя домой, убедиться – вписывается ли она по размерам в интерьер квартиры.
– А можно я заберу всю коробку?
– Этого все же делать не стоит, – говорит юноша. Но женщина недовольно морщится и, не стесняясь, запускает в коробку руку, загребая охапку карандашей. Она набивает нехитрыми канцелярскими предметами карман, сует их в другой, но передумывает. На ее зарумянившемся от азарта личике читается: а вдруг для другой добычи места не хватит?
Глаза посетителей горят от разнообразия, дешевизны и доступности товара. У почтенного вида мужчины руки сами тянутся к контейнеру с игрушками. Несколько маленьких лохматых зайчиков, мишек и обезьянок исчезают в недрах его одежды. Подобная участь уготована ножницам, фломастерам, миниатюрным подсвечникам и прочим вещам, лишенным предупредительной сигнализации.
Шикарный цветочный отдел утопает в многочисленных растениях и возбужденных посетителях. Молодая леди, наверное, всю свою недолгую жизнь грезила фикусом Бенджамина. Она долго любуется экзотическим представителем флоры, пожирая его глазами. Видимо, мысленно представляет это чудо природы в интерьере собственной кухни. В ее руках появляются маникюрные щипчики, которыми она аккуратно откусывает веточку…
Итог первого дня потряс даже персонал, тщательно отобранный из представителей местного населения. Рассказывают, что одного из измученных заморским изобилием покупателей нашли спящим на шикарной кровати, выставленной в качестве образца. Деликатные шведы не стали его будить – к вечеру проснулся сам. Здесь стоит пояснить: не в пример большинству отечественных магазинов, ИКЕА разрешает своим клиентам вволю насидеться и даже належаться на облюбованной для покупки мебели – что, если выбранный диван окажется неудобным?
Дети акцентировали внимание на другом товаре – разнообразные горки и качели явно пришлись им по вкусу: накатались и накачались вволю. Но вреда от несмышленышей оказалось куда меньше, чем от их родителей.
Согласно современным требованиям маркетинга, вся мебель в ИКЕА демонстрируется вкупе – в виде “жилых” помещений: гостиная – так гостиная, спальня – так спальня. “Комнаты” разделены импровизированными стенками. Для придания прихожим пущей достоверности в выдвигающиеся ящики гардеробов поставили обувь. Обувка, конечно же, новая, импортная, добротная. Единственное – каждая пара сшита между собой. Но разве ж для мыслящего отечественного индивида это препятствие? В общем, вместо выставленных для антуража экспонатов обнаружили грязные поношенные “шузы”: кое-кто благополучно переобулся и с обновкой на ногах спокойно отправился восвояси.
К слову, об обуви. Домашние шлепанцы на войлочной подошве тоже пользовались спросом: недорого, удобно, да и выбор цвета широкий. К вечеру в торговом зале остались пары исключительно белого цвета: у европейцев белые тапочки ассоциируются с уютом и чистотой в доме, у нас – сами знаете с чем…
Выставочные туалет и ванная комната отделены от других помещений перегородками: вдруг кому-то из покупателей захочется в интимной обстановке проверить санузел на предмет удобства и функциональности. Кто-то и проверил. По полной программе. Только непонятно, зачем? Ведь настоящие комфортабельные (а главное – канализированные) туалеты в магазине имеются.
Уже на следующий день во избежание подобных недоразумений все умывальники и унитазы были затянуты прозрачной пленкой…
Жаль будет, если островок европейской цивилизации в Казани погибнет под цунами российского менталитета: известно ведь, что наш народ с энтузиазмом растаскивает все, что не приколочено гвоздями и не раскалено добела. А может быть, и сумеем мы со временем постичь не слишком понятную пока азбуку под названием “Культура торговли”…