Три рубля на школьный обед, или Ржавый сюрприз в буханке хлеба

В Высокогорском районе отметили 60 лет малоизвестному событию Великой Отечественной войны, имеющему непосредственное отношение к нашей республике.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

В Высокогорском районе отметили 60 лет малоизвестному событию Великой Отечественной войны, имеющему непосредственное отношение к нашей республике. На излете зимы 1944 года в небе над Татарстаном произошли две воздушные авиакатастрофы, во время которых разбилось несколько военных самолетов, перегоняемых советскими летчиками из США на советско-германский фронт. “Высокогорские вести” сообщают, что в этих авариях погибли 18 летчиков. Двум пилотам удалось посадить машины на территории Арского района – вблизи села Тюбяк-Чекурча.


Американцы предоставляли истребители марки “аэрокобра” по ленд-лизу. Самолеты перегоняли группами по нескольку машин в обход Атлантики, из соображений сохранности минуя театр активных военных действий. Маршрут перегона длиной почти десять тысяч километров пролегал через Канаду, Аляску, Берингов пролив, Чукотку и Сибирь. На некоторых участках трасса проходила через малоисследованные и безлюдные северные просторы. Но, помимо большой протяженности и трудности пути, тяжелым испытанием для наших летчиков были сложные климатические условия в регионах, простиравшихся вдоль маршрута. Кое-где в Восточной Сибири даже у поверхности земли морозы достигали пятидесяти градусов по Цельсию. Таких нагрузок не выдерживала зачастую и техника. Имеются данные, что из 7300 “аэрокобр”, которые начиная с ноября 1942 года были перегнаны из США на Восточный фронт, около 150 потерпели крушение во время перелета. Одной из самых крупных потерь в ходе этой стратегической операции как раз и были две катастрофы в небе над Татарстаном, случившиеся в трескучие февральские морозы с интервалом всего в два дня.


Погибших похоронили в братской могиле в Чепчугах. За нею долгое время ухаживали местные жительницы Мария Никулина и Анастасия Чапурина, которые спустя четыре десятка лет стали почетными гостями на открытии памятника погибшим летчикам. Его соорудили ребята из пионерской дружины Чепчуговской средней школы и не только установили постоянное шефство над могилой, но и организовали в сельском краеведческом музее уголок боевой славы, который повествует о героизме советских авиаторов. Во время кропотливых поисковых изысканий удалось установить имена трех участников трагических спецперелетов.


Наш долг – выявить имена остальных. С просьбой о помощи в этом благородном деле со страниц районки обратился руководитель музея М.Билялов.


Схожий по фактуре материал появился и в верхнеуслонской “Волжской нови”. Весной 1943 года у деревни Елизаветино потерпел аварию самолет с пятью пассажирами на борту. С важными военными представителями, которые летели из Казани. Двое остались в живых, троих похоронили на местном кладбище. Останки самолета по указанию свыше засыпали землей в одном из оврагов. И за могилой, и за последним пристанищем боевой машины ухаживала – пока была жива – жительница близлежащего поселка Восточная Звезда Евдокия Турцева.


Коротка не только человеческая память – несовершенен и разум. В этом лишний раз убеждают “Вечерние Челны”. Объектом внимания газеты стал беспрецедентный всплеск в городе игорного бизнеса. Судя по тому, что казино, игровые залы и пятирублевые автоматы-тотализаторы открываются в автограде буквально на каждом шагу, эта сфера предпринимательства превратилась в одну из самых быстроразвивающихся. Еще немного времени, пишут журналисты, и Набережные Челны превратятся в провинциальный Лас-Вегас. “Провинциальный” – в самом худшем смысле, поскольку бизнес игорных развлечений усвоил худшие манеры базарного торгашества. В других странах такого не встретишь.


Откуда же растут ноги? В том, что игровые автоматы заполонили улицы, во многом виноваты власти. По признанию начальника горфинуправления, в прошлом году налог на игорный бизнес пополнил бюджет автограда на 3,5 миллиона рублей, а нынче ожидается уже 22 миллиона. Это более полутора процентов всех доходов города. Чем не поддержка той же социальной сфере?


Другое дело, чем пахнут такие деньги. Владельцы “лохотронов” не только сбивают с толку людей (прежде всего – молодых), толкая их в пучину азарта и разорения, но и, несмотря на высокое фискальное давление государства, умудряются наживать запредельные прибыли. Известно, что на Западе возврат денег игрокам составляет в среднем 90 процентов. А у нас этот показатель, по данным налоговых органов, остается на уровне 50-75 процентов. Остальное – лихой навар. Неудивительно, что ушлые предприниматели так активно седлают золотую жилу.


Между тем, как выяснили журналисты, процесс установки игровых автоматов вышел из-под контроля. По крайней мере работники местного управления земельных и имущественных отношений утверждают, что ни один владелец игровых автоматов не согласовывал с ними место их расположения. А ведь чаще всего эти места выбираются на остановках общественного транспорта, провоцируя опасные скопления людей. Кстати, по существующему законодательству выдачей лицензий представителям игорного бизнеса занимаются специалисты отделений… Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму (бывшего Госкомспорттуризма). Однако ответственные лица в городской администрации впервые узнали об этом от журналистов…


“Сыт по горло” – как ни прискорбно, сегодня такая формула применительна разве что к пище духовной. Камскоустьинские “Волжские зори” озаботились вопросом, как накормить ребенка на три рубля, которые в настоящее время предусмотрены бюджетом на одного учащегося школы. Сложилась обстановка, когда вместо обедов ребят в иных школах потчуют лишь булочками и сладким чаем, а в других они питаются вообще через день. Чем руководствовались российские законодатели, разработавшие положение о столь мизерных размерах компенсационных выплат? По расчетам специалистов, в настоящее время стоимость рационального питания школьников должна составлять как минимум одиннадцать рублей.


Поскольку государственных средств не хватает, кое-где выделяемые средства дирекции школ передали на обеды наиболее нуждающихся – чаще всего из семей малоимущих или неблагополучных. Оплату питания остальных переложили на плечи родителей. Подобный “адресный” подход вызвал бурю негодования среди сельчан, как известно, и без того не слишком избалованных вниманием государства. В местную администрацию посыпались жалобы: почему-де за наш счет должны кормиться дети, матери и отцы которых пьют и нигде не работают? Родителям попытались объяснить, что выделяемые из бюджета деньги – это всего лишь посильная дотация, а не стопроцентная компенсация.


Тем временем недавно стало известно, что и без того скромное финансирование школьных обедов в этом году сокращено. Вместо первоначально запланированных 1,8 миллиона рублей район на эти цели получит на 600 тысяч меньше. На практике это означает, что дотация на одного учащегося “усохнет” до двух рублей шести копеек.


Разумеется, не хлебом единым жив человек, но без этого продукта трудно прожить даже один день. И отношение к качеству хлеба – особое. Вот почему такой резонанс вызвал случай, когда одна из читательниц “Ютазинской нови” в буханке хлеба местной выпечки обнаружила… ржавую пружину.


Журналисты самолично проследили за процессом выпечки хлеба. Убедились, что производство на хлебозаводе полностью механизировано, вполне исправны мукопросеиватель и магнитоулавливатель. Кроме того, накануне хлебозавод проверили ревизоры из республиканской хлебной инспекции. У них ни по оборудованию, ни по технологии нареканий не было. Отсюда вывод: “сюрприз” в хлебе, скорее всего, следствие неумной шутки одного из работников персонала. Директор предприятия вынужден был собрать коллектив и сделать соответствующее внушение. Одна надежда: был бы в этом толк…


В нашей жизни есть место вещам прямо противоположным. Кому-то не хватает на кусок хлеба, а кому-то нормальная жизнь не мила. Например, бомжам. Почему их становится все больше и почему они не приживаются в домах престарелых – в этом попытались разобраться “Чистопольские известия”. Надо отметить, что репортаж о рейде по местам пребывания бомжей, проведенный совместно с милицией и социальными работниками, стал одной из ярких публикаций газеты.


Государство наше не ведет войны, не разразился голод, но, с тревогой констатируют “Агрызские вести”, сирот с каждым годом становится все больше. Такого в глубинке раньше не знали. В прошлом году только в этом райцентре 26 малышей и подростков оказались без родителей. От двух новорожденных отказались в роддоме, шестерых матерей лишили родительских прав, и восемь подростков остались без попечения родителей…


К счастью, большинство сирот уже забрали в свои семьи родственники или посторонние люди.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще