Зачем же “Родину” продавать?

Недавно я получил из администрации Казани объемистый отчет мэрии за 2003 год и письмо, в котором сказано: “Рассчитываем на ваше активное участие.

Недавно я получил из администрации Казани объемистый отчет мэрии за 2003 год и письмо, в котором сказано: “Рассчитываем на ваше активное участие. Нам очень дорого ваше мнение”. Охотно откликаюсь на это приглашение к разговору, тем более что мой опыт работы в кинопрокате (Ахат Абдулхакович Беляев с 1954 по 1983 год возглавлял Таткинопрокат. – Ред.) позволяет достаточно объективно оценить состояние дел в этой сфере.


В отчете, который я внимательно просмотрел, нет ни одной строки о деятельности мэрии по кинообслуживанию населения города, кроме сухих цифр: “потребность в кинотеатрах в городе – 21, наличие – 10”.


Напомню, что до 1985 года в Казани было 20 государственных кинотеатров, а также действовали 25 дворцов культуры и клубов с ежедневным показом фильмов. Они обслуживали в год 16 миллионов (то есть ежедневно в среднем 40 тысяч) зрителей. В бюджет города от продажи кинобилетов ежегодно поступало 5 миллионов рублей.


Сегодня эта стройная и эффективная система кинообслуживания разрушена. Кинотеатры, построенные в основном за счет средств, заработанных самими кинофикаторами, переданы в частные руки, причем в ряде случаев – с нарушением действующего законодательства. Кроме того, сейчас нет ни одного кинотеатра в Авиастроительном, Кировском и Ново-Савиновском районах.


Большую озабоченность вызывает и содержание работы оставшихся кинотеатров. Их репертуар свидетельствует о безудержной экспансии американского кино с присущей ему пропагандой насилия, секса, безнравственности. Уверен, что вред от насаждения такой “культуры” сравним с вредом, который наносит обществу наркомания, эта “культура” разрушает духовно-нравственные устои общества.


Здесь нужно ответить тем, кто озабочен соблюдением прав человека, свободой творчества. Лучше всего несостоятельность этой фарисейской заботы обнажил человек, поработавший и в Голливуде, и у нас, авторитетный во всех кинематографических кругах – Андрей Кончаловский: “Да, народу даны были свободы, а кто ими пользуется? Только небольшая часть, которая соображает, как быстро заработать деньги”.


На днях в кинотеатре “Родина” прошло мероприятие, посвященное предстоящему 60-летию Победы. Зал был полон, много молодежи, это был настоящий праздник киноискусства. Звучали замечательные стихи, были показаны фрагменты документальных фильмов о войне, а также из фильмов “Честь имею” и “В созвездии Быка”. Эта программа объединила собравшихся – и ветеранов, и среднее поколение, и молодежь, а мы вспоминали, что такие замечательные встречи проводились когда-то регулярно. И какой насмешкой звучат сегодня слухи о том, что кинотеатр “Родина” передается в частные руки! Невольно вспоминаешь персонаж из фильма “Гараж”, который за гараж “родину продал”.


Сегодня все начинают понимать, что спекуляциям на “экономических трудностях” приходит конец. Мы наконец осознаем, какую опасность для существования государства несет разрушение традиционных нравственных ценностей, нашествие “золотого тельца”. Для восстановления сильного государства исключительно важно возродить в полном масштабе производство отечественных фильмов и систему их проката. Радует тот факт, что отечественные киностудии оживают, но все чаще слышны жалобы, что новые российские фильмы просто негде показывать. Доходит до полной нелепицы: за рубежом можно увидеть наши фильмы на киноэкранах, а у нас – нет. Вот почему я так горячо откликаюсь на приглашение мэрии обсудить перспективы ее работы на ближайшие годы. Те предложения, которые я здесь высказываю, являются результатом широкого обсуждения этой проблемы в среде работников кинопроката, ветеранов и педагогов.


Мы считаем, что на уровне городского самоуправления (мэрии) необходимо сделать следующее. Во-первых, законодательно, на уровне городского Совета, определить место и значение киноискусства в общественной жизни. Во-вторых, осуществить строительство или восстановление как минимум одного государственного кинотеатра в каждом районе города. В-третьих, организовать контроль за репертуаром кинотеатров всех форм собственности, обеспечив преимущественный показ отечественных фильмов. Опыт стран, которые заботятся о сохранении своей самобытности, своих традиций, подтверждает, что это можно делать. Так, в Калькутте (Индия) из 67 существующих кинотеатров только в семи показывают заграничные фильмы. Во Франции действуют установленные государством ограничения на показ зарубежного кино. Подобный опыт есть и в других странах.


И наконец, необходимо установить в государственных кинотеатрах доступные для большинства населения цены – 10-15 рублей. Существующие сейчас цены (50-150 рублей) недоступны массовому зрителю, и в первую очередь студенчеству. А ведь кино по-прежнему остается самым массовым и любимым в народе видом искусства: ничто не может заменить радость общения с киноискусством в большом зале с хорошим качеством показа. Сотрудники проката произвели простой расчет: если 30 человек купили билеты по 100 рублей, сумма сбора составит три тысячи рублей, если 300 человек купят билеты по 10 рублей, то сумма сбора составит те же самые три тысячи… Так неужели приятнее показывать фильмы в пустых залах? Но это простейший пример. Серьезные расчеты показывают, что кинопрокат, охватывающий сотни тысяч людей, и сегодня способен стать прибыльным делом и вернуть себе статус бюджетообразующей отрасли. При этом вовсе не обязательно закрывать частные кинотеатры – пусть там хоть сауны строят для привлечения толстосумов.


Кроме того, с доходов от показа зарубежных фильмов необходимо отчислять дополнительный налог на развитие отечественного кинематографа – это широко распространенная мировая практика.


Возможно, кому-то покажется слишком директивным тон этих предложений. Но, во-первых, я верю в искренность намерений администрации Казани. Во-вторых, вопрос возвращения киноискусства в общественную жизнь представляется нам исключительно важным. И не только нам: проанализируйте те же американские фильмы, и вы увидите, что в лучшей своей части они воспитывают патриотизм у американцев и насаждают ироническое, а то и негативное отношение к нашей стране (и не только к ней).


В настоящее время правительство Москвы своим постановлением организовало Московский кинопрокат. В его ведении находится более 50 кинотеатров (конечно, для Москвы это пока немного). Начата работа по пересмотру приватизации кинотеатров и по возвращению части из них в муниципальную собственность, если они используются не по назначению. Разрабатываются принципы государственного контроля за репертуаром и меры поддержки отечественной киноиндустрии в кинопрокате. Так что процесс, как говорится, пошел и, на мой взгляд, в правильном направлении.


Так зачем же нам отставать? Давайте и мы начнем возрождение системы кинопроката со столицы и этим покажем хороший пример всем городам и районам республики!


Ахат БЕЛЯЕВ.
Заслуженный работник культуры России и Татарстана.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще