До сих пор многие владельцы загородных домов и дач платили за электроэнергию по показаниям приборов учета в течение пяти месяцев – с мая по сентябрь. В холодное время года плату с этих собственников никто не брал, поскольку их лицевые счета числились в базе данных “Татэнергосбыта” как сезонные. Однако теперь так называемым сезонникам придется раскошеливаться за киловатты даже после окончания дачного периода – ежемесячно…
В номере нашей газеты от 28 мая Приволжскими электрическими сетями (филиалом Сетевой компании), обслуживающими девять близлежащих к Казани самых “пикниковых” муниципальных районов, было размещено упреждающее объявление под заголовком “Дачникам на заметку”. Мол, подавляющее большинство населения не знает, что условиями электроснабжения в принципе не предусмотрено использование электричества только в летнее время. Поэтому отныне платить по счетам в течение всего года обязаны все потребители без исключения. И даже если владельцы загородной недвижимости не предоставят сбытовой организации показания электросчетчиков, расчет электроэнергии будет производиться по среднесуточному потреблению. Компания “Приволжские электросети” предупредила теперь уже бывших сезонников, что при трехмесячных неплатежах “Татэнергосбыт” вправе отключить клиента от света. Так что обитатели загородного жилья следующей весной могут столкнуться с этим неприятным сюрпризом.
Как заметил директор ОАО “Татэнергосбыт” Марат Минибаев, в татарстанской Сетевой компании считают, что статуса “сезонник”, когда-то искусственно созданного для облегчения жизни потребителей, в энергетической сфере быть не должно – все обязаны платить за электричество по одним правилам игры. К тому же после того как энергосбытчики провели по просьбе сетевиков инвентаризацию загородных дачных территорий, выяснилось, что сезонников сегодня чрезвычайно много – около 55 тысяч домовладений. Причем среди них масса коттеджей, на которые в свое время были открыты сезонные лицевые счета, но сейчас собственники этих хором проживают здесь постоянно либо приезжают сюда на Новый год и другие праздники. При этом используют киловатты на полную катушку, а платят за них только в течение пяти теплых месяцев.
По словам начальника управления по реализации электро-энергии компании “Татэнергосбыт” Ильгиза Мазитова, в процессе инвентаризации было выявлено немало и таких загородных домов и дач, владельцы которых вообще не имеют договоров на электроснабжение, то есть пользуются электричеством даром.
Так что до конца сентября энергосбытчики намерены заключить либо перезаключить текущие договоры энергоснабжения с бывшими сезонниками. А сетевеки – осмотреть приборы учета на предмет их соответствующего состояния (есть ли пломба, требуется ли счетчику замена)…
В общем, энергетики называют отмену сезонности и все вытекающие из этого последствия не иначе как наведением порядка в платежной сфере. Понятно, что сетевые организации таким образом хотят покрыть свои потери в электрохозяйстве. В последние годы увеличивается количество татарстанцев, покупающих пустующие дома в окрестных деревнях и селах. Немало таких граждан, которые перестраивают, надстраивают, как правило, неприглядные избушки, а то и вовсе сносят их, а на этих местах возводят капитальные строения со всеми удобствами. Так из продекларированных дач рождаются дома для постоянного проживания.
Энергия – тот же товар, за который нужно рассчитываться. А многочисленные коттеджники, выходит, семь месяцев в году воруют электричество. И потерянные киловатты ложатся дополнительным финансовым грузом на плечи добросовестных плательщиков. Однако есть и другая категория сезонников, которые действительно приезжают на свои загородные дачи только в летний период. И таких немало. Почему они-то должны терять время и деньги – ежемесячно являться на свои “фазенды” лишь для того, чтобы снять показания счетчиков, передавать данные в сбытовую компанию, а в противном случае расплачиваться за непотребленную энергию либо остаться без света? Между прочим, ко многим деревням поздней осенью, зимой и ранней весной попросту не проехать по причине бездорожья. Как же тогда быть?
Да и хождение в сбытовые и сетевые организации для перезаключения договоров и составления соответствующих актов – дело утомительное. Не говоря уж о первичном заключении договора на электроснабжение частного дома. Напомню, Ильгиз Мазитов сообщил, что “незаключенных” граждан во время инвентаризации было выявлено достаточно много. Однако те, кто испытал “хождение по мукам”, то бишь по сетевым, сбытовым, надзорным и прочим инстанциям, чтобы документально оформить свои отношения с энергетиками, знают, что сделать это очень трудно. К примеру, знаю одного весьма законопослушного человека, который не может пробиться сквозь равнодушие и меркантильность инспекторов вот уже несколько лет! Чем больше кабинетов, тем больше желающих поживиться за чужой счет. Конечно же, это относится не ко всем. Но энергетики никогда не добьются нормальной платежной дисциплины, пока не создадут систему “одного окна”, куда гражданин смог бы сдать пакет необходимых документов, заплатить за услугу, а потом прийти уже за готовым договором. К тому же это весьма действенное средство против коррупции…
Что касается ежемесячного предоставления “Татэнергосбыту” данных приборов учета, то тем дачникам, которые бывают в своих загородных домах только в летний период, Марат Минибаев посоветовал следующее. Нужно зафиксировать показания счетчика в последний месяц пребывания на “фазенде”, допустим, это будет пять тысяч киловатт-часов. Потом написать письмо в свою районную сбытовую организацию с просьбой ежемесячно принимать этот показатель как за расчетный. Если вы закончили свой дачный сезон в сентябре, то начиная с октября передавайте каждый месяц сбытовикам показания в пять тысяч киловатт-часов. И так до открытия следующего “пикникового” сезона.
Кстати, после публикации в нашей газете вышеупомянутого объявления Приволжских электросетей в редакцию позвонили озабоченные прочитанным члены садоводческого товарищества, которые тоже себя относят к рядам дачников и вносят “электрические” платежи только летом. Спешим успокоить: как нас заверили в татарстанской энерго-сбытовой компании, “антисезонные” нововведения никак не затронут членов садоводческих товариществ, поскольку договор с таким объединением заключается как с юридическим лицом. Энергопотребление обычно считывается с одного общего электросчетчика, установленного в правлении. Для внутренних расчетов на каждом садовом участке есть индивидуальный прибор учета, контролирующий расход электричества на конкретной территории. И если дачники платят по счетам председателю товарищества (или казначею) только летом, то юрлицо рассчитывается со сбытовой организацией ежемесячно. На зиму подача электроэнергии в садовые домики перекрывается.
А вообще, “сезонную” проблему энергетики могли бы решить гораздо проще, дешевле, не напрягая лишний раз многих людей, – обеспечив не реже одного раза в год в зимний сезон обход загородных домов потребителей. Тогда бы сразу стало ясно, кто перед ними – сезонные дачники или постоянные жильцы.