Социальная политика: татарстанское измерение

Университет – горделивость Елабуги
Общепризнано, что за годы реформ Татарстан снискал широкую известность не только в масштабах России.

Автор статьи: Максим ЩЕРБАКОВ

information_items_1347366936

Университет – горделивость Елабуги


Общепризнано, что за годы реформ Татарстан снискал широкую известность не только в масштабах России. Подтверждение тому – регулярные визиты в нашу республику зарубежных политиков, дипломатов, бизнесменов, журналистов, публикации и передачи в российских и мировых СМИ о “модели Татарстана”, опыте нашей республики в осуществлении масштабных социальных программ.


“Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать” – гласит народная мудрость. Следуя этой истине, агентство Татарстана по массовой коммуникации “Татмедиа” организовало недавно для группы журналистов республиканских СМИ поездку по ряду городов республики с целью убедиться воочию, как на деле осуществляется в Татарстане социальная политика.


Предлагаем вниманию наших читателей репортаж об этой поездке.


Первым пунктом маршрута журналистов стала Елабуга. В здешнем педуниверситете они встретились с его ректором Наилем Валеевым, который ознакомил пишущую братию со столетней историей вуза, провел экскурсию по археологическому музею. Гордостью его является женское украшение-подвеска XII-XIII веков, найденная в ходе археологических раскопок студентами университета. По словам ректора, подобного экспоната нет даже в Эрмитаже, сотрудники которого неоднократно высказывали желание приобрести находку. Сам ректор увлеченно продолжает работу по возрождению истории знаменитой купеческой династии Стахеевых. Как известно, осенью прошлого года на открытие памятника Дмитрию Стахееву приезжали потомки этой династии из Великобритании и Сингапура, а предстоящим летом ожидается приезд наследников рода Стахеевых из Франции, Швейцарии и Австралии. К этому времени Наиль Мансурович планирует установить в здании педуниверситета бюст Глафиры Стахеевой, которая в память о своем муже Дмитрии и построила данное здание.


Что касается нынешней жизни университета, то здесь сейчас обучаются почти 6,5 тысячи студентов под началом 780 наставников, две трети которых – кандидаты и доктора наук. Ректорат ведет активную работу по внедрению системы интернет-образования. “Наш университет по праву является духовным украшением Елабуги, и мы всеми силами стремимся быть достойными этой чести”, – сказал, прощаясь с журналистами, Наиль Валеев.


Следующим объектом, который посетили посланцы республиканских СМИ, стали два строящихся по схеме ипотечного кредитования дома для учителей. Напомним, что Елабуга стала первым в Татарстане городом, где эта модель начала воплощаться в жизнь. Сдать под ключ 88 квартир планируют уже к 1 сентября, на стройке заняты 68 человек, которые работают в две смены. По словам начальника управления городского строительства Владимира Фролова, со второго полугодия начнется строительство по ипотеке еще одного жилого дома.


Надо сказать, что в Елабуге прослеживается целенаправленная социальная политика обеспечения населения жильем. Так, наряду с домами для учителей воздвигается второй дом для медицинских работников. История его такова. В свое время возле центральной городской больницы началось возведение здания детского корпуса, но в 1989 году стройка была заморожена из-за нехватки средств. С недостроенным объектом надо было что-то делать. Глава Елабуги и района Ильшат Гафуров предложил на базе начатого объекта возвести дом для медработников. Этой идеей он поделился с Президентом РТ и получил поддержку. После окончания первого 29-квартирного дома было принято решение о строительстве еще одного. Финансируется стройка из республиканского бюджета и ОАО “Татнефть”.


Ввод в строй первого дома медработников позволил городу сократить дефицит медицинских специалистов на восемь человек. Сейчас на столе главварача лежат заявления еще от 12 молодых специалистов, которые согласны приехать на работу при условии предоставления бесплатной жилплощади.


Затем журналисты побывали на Елабужском пищекомбинате, который выпускает более 60 видов кондитерской продукции и 50 видов хлебобулочных изделий. Директор комбината Ярослав Пурий на вопрос о конкурентоспособности ответил так: вытеснить импортную продукцию с прилавков местных магазинов в принципе можно, но нужна государственная поддержка. Сейчас на кондитерском рынке доминирует польское направление, но “берут” зарубежные коллеги прежде всего привлекательным внешним видом как самой продукции, так и упаковки. А вот качество продукции оставляет желать лучшего.


Елабужский этап визита завершился посещением предприятия ООО “КРЕЗ”, которое занимается производством технологических тканей для шинных заводов. Потребители – “Нижнекамскшина” и другие заводы шинной промышленности – волжский, кировский, омский, красноярский. Сейчас на предприятии работают 135 человек, к лету численность персонала должна удвоиться благодаря покупке 26 станков немецкого производства. В планах ООО “КРЕЗ” – приступить к производству кордной ткани, а также геотекстиля, который применяется для улучшения качества дорожного покрытия.


Гульназ ИБРАГИМОВА.


 


Точки роста экономики автограда


Из Елабуги “десант” журналистов республиканских СМИ взял курс на Набережные Челны, где их уже ждали в ОАО “Булгар-пиво”. Помимо пенного напитка это предприятие выпускает слабоалкогольные коктейли, фруктовые воды и знаменитую минералку “Яр Чаллы”. За последние три года производство здесь выросло вдвое, смонтированное в прошлом году современное итальянское оборудование еще на 20 процентов увеличивает технологические возможности. Конечно, на фоне такого гиганта, как “Красный Восток”, они выглядят достаточно скромно. Однако только по объему выпускаемой продукции. Но если казанцы реализуют в республике всего 15 процентов своей продукции, то “Булгар-пиво” – свыше 80 процентов. Сегодня, когда акцизы от продажи пива целиком остаются в распоряжении регионов, это весьма важный показатель.


Инженер-химик центральной производственной лаборатории ОАО "Булгар-пиво" Лариса Пронина.Прибрав к рукам рынок в Закамье, челнинцы “закрыли” пивоваренные заводы в Елабуге и Нижнекамске.


– Это не мы, это народ их закрыл, – уточнил на всякий случай заместитель директора. – Автоград открыт для продукции всех пивоваренных заводов Татарстана и России. Что ему покупать, решает сам потребитель.


Добившись конкурентоспособности, предприятие рассчитывается полновесным рублем за труд с персоналом. Средняя зарплата за прошлый год выросла на 26 процентов, достигнув без малого 7 тысяч рублей. Это без учета социальных льгот. Интерьеру столовой пивоваров после капитального ремонта может позавидовать иной ресторан. Меню – соответствующее. При этом больше половины стоимости обедов оплачивает предприятие.


Здесь вода проходит последнюю очистку.Разделившись на две группы, журналисты продолжили знакомство с флагманами экономики города. Группа, в которую попал я, отправилась в ОАО “Челны-хлеб”. “В неудобное время приехали, – огорчилась заместитель генерального директора комбината по производству Надежда Бабина, – восемьдесят процентов хлебобулочных изделий выпекаются ночью, чтобы утром с пылу с жару оказаться на полках магазинов”. Во вторую смену производственный конвейер практически останавливается. Тем не менее у коллег с ТВ не возникло больших проблем с “поиском кадров”.


За прошедшие двенадцать лет после акционирования хлебокомбинат превратился в уникальное предприятие отрасли. Сегодня в Татарстане нет другого такого, где бы в столь полной мере воплотилась схема “поле – прилавок”. Чтобы превратиться в душистый каравай, пшеничный или ржаной колос проделывает длинный путь. Садясь за обеденный стол, мы редко об этом задумываемся. Однако из-за малейшего сбоя в этой цепочке, а тем более отклонения, допущенного в каком-то ее звене, насмарку идут старания сотен, а то и тысяч людей. Чтобы гарантировать высокое качество своей продукции, в “Челны-хлебе” взяли курс на вертикальную интеграцию производства. Или, проще говоря, на создание в составе предприятия элеваторно-мельничного комплекса, промышленного водозабора (чтобы испечь вкусный хлеб, кроме качественной муки, нужна еще отличная вода), инженерных служб, обеспечивающих автономность предприятия, а также собственной торговой сети.


Торговый дом “Челны-хлеб”, выделившийся в самостоятельный бизнес, генеральный директор комбината Рафаэль Юнусов называет лабораторией хлебопеков. Именно постоянная обратная связь с покупателями позволяет им оперативно реагировать на колебания спроса на свою продукцию, добиваться ее конкурентоспособности. И соответственно увеличивать объемы производства.


В 2003 году ОАО “Челны-хлеб” выпустило товарной продукции на 451,4 млн. рублей – на 77 процентов больше, чем три года назад. В минувшем году заметно увеличился и объем реализации наиболее социально значимых групп хлебобулочной продукции. При общем спаде производства в отрасли по Российской Федерации от 6 до 12 процентов. А с учетом кондитерских изделий показатель роста достигает 22 процентов.


О кондитерском цехе следует сказать отдельно. Определяя стратегию развития комбината, Р.Юнусов исходил из того, что на хлебе прибыль не заработаешь – он должен быть доступен всем слоям населения. А потому был взят курс на освоение таких видов продукции, цены на которые определяет рынок. Они и дают доходы, необходимые для модернизации предприятия, в том числе всех 13 хлебопекарных линий. Полностью обновлена система управления техпроцессами, транспортировка и дозировка сыпучих и жидких компонентов сырья находятся под полным контролем микропроцессоров. Комбинат сегодня – это царство электронной техники, которая позволяет достигать европейского качества продукции.


Однако импортное оборудование – еще не гарантия успеха на рынке. Потребителю всегда хочется чего-нибудь новенького. Приедаются даже экзотические придумки кондитеров. Например, пару лет назад комбинат стал выпускать круассаны со всевозможными наполнителями. Расходились они “на ура”. Но потом спрос на изделия из слоеного теста начал падать. Вот для чего нужна фирменная торговля – она первой сигнализирует об изменениях вкусов населения. Сбыт стабилизировался после того, как вес круассанов уменьшили с 75 до 30 граммов, освоили новые виды сладостей. Ежегодно ассортимент кондитерских изделий – а это около 250 наименований – обновляется на треть. Три четверти кондитерских изделий реализуется за пределами Набережных Челнов, в том числе в Самарской, Ульяновской областях, Удмуртии, Республике Марий Эл. Сейчас разрабатывается проект выхода на рынок Москвы.


В ходе экскурсии по комбинату Р.Юнусов то и дело поясняет журналистам: “Это усовершенствование я подсмотрел в Швейцарии, а это в Германии”. Продукция отправляется по 1500 адресам. Ежегодно на комбинате создается около 200 новых рабочих мест. 80 процентов пополнения – молодежь. Пекарь Гульчечек Хайретдинова пришла сюда 13 лет назад после профессионального училища. Зарплата – около 5000 рублей в месяц. Для женщины, как она сама считает, очень даже неплохо.


Численность персонала комбината приближается к 2,5 тысячи человек. А после создания в прошлом году агрофирмы “Туган як – Родные края” на территории нескольких хозяйств Муслюмовского, Мензелинского и Сармановского районов еще у 1300 человек появилась уверенность в завтрашнем дне.


Серьезно нарастил свои производственные мощности и завод микролитражных автомобилей КамАЗа – следующий пункт маршрута журналистской делегации. С 1 января 2004 года все кузова “окушек” красятся только на ЗМА. С вводом окрасочного комплекса германской фирмы “Дюрр” камазовская “дочка” превратилась в автомобилестроительное предприятие классического типа. Значительно подросла и численность персонала – до 2900 человек.


– В текущем году у вас есть шансы преодолеть трехтысячный рубеж, – предположил я.


– Не допущу такого! – решительно возразил в ответ генеральный директор ЗМА Васил Каюмов. – Надо повышать зарплату, а не создавать излишние рабочие места.


И, как можно было понять из разговора со слесарями-сборщиками на конвейере, они поддерживают руководителя. Из 55 членов комплексной хозрасчетной бригады восемь отнесены кадровой службой к так называемому “золотому фонду” завода и имеют контрактную надбавку. У остальных зарплата пока не превышает пяти тысяч рублей.


– Вот появятся у завода альтернативные поставщики силового агрегата – увеличится производственная программа, а соответственно и зарплата, – сохраняет оптимизм бригадир Людмила Крайнова.


Правда, льготой – покупкой микролитражки в кредит -слесари-сборщики охотно пользуются уже сейчас. Тем более, что первоначальный взнос составляет всего 15 процентов стоимости машины, а два года назад он равнялся 50 процентам. Причем женская половина бригады, покупая изделия своих рук, отнюдь не спешит передавать их мужьям. Женщины и сами получают водительские права.


О перспективах модернизации нынешнего производства, естественно, говорили и менеджеры ЗМА. Предпосылки для этого созданы. Перед тем как пригласить журналистов в окрасочное производство, главный инженер предприятия Рашит Калимуллин остановился у входа:


– Здесь проходит граница между XX и XXI веками.


Главный инженер имел в виду не столько разницу в техническом оснащении подразделений завода, сколько изменившийся менталитет работников окрасочного производства. Чистота здесь, как в офисе солидного коммерческого банка. Следят же за ней на 24 тысячах квадратных метров площадей всего 12 уборщиц. И вполне справляются со своими обязанностями, что свидетельствует о качественно ином отношении людей к культуре производства по сравнению с тем, к которому мы привыкли. Через полгода, пообещал Р.Калимуллин, “двадцать первый век” придет и на территорию нынешнего механосборочного производства.


К сожалению, пока новые технологические возможности ЗМА остаются невостребованными. Габариты окрасочной камеры линии “Дюрр” – 5,3 на 2,02 метра, то есть здесь можно микроавтобусы красить, не говоря уже об автомобилях представительского класса. Генеральный директор В.Каюмов не исключает появления у завода помимо “Оки” и других объектов производства. И с надеждой на приход инвесторов – надо повышать уровень менеджмента, технологии, качества персонала.


Другими словами, по-настоящему “точкой роста” экономики Набережных Челнов ЗМА станет, вероятно, через 2-3 года. А вот два других предприятия, на которых побывала вторая половина журналистского “десанта”, – местный картонно-бумажный комбинат со средней зарплатой “как у нефтяников”, и корпорация “Расстал”, удвоившая в прошлом году объем производства, – уже сегодня пожинают отрадные плоды реализации тщательно продуманных планов своего развития.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще