Как известно, в свое время Министерством экономики и Агентством по госзаказу РТ была создана электронная товарно-информационная система (ЭТИС), главное предназначение которой заключалось в поддержке татарстанского товаропроизводителя. Однако в процессе функционирования ЭТИС выяснилось, что государственные, муниципальные и корпоративные заказчики чаще покупают продукцию сторонних предприятий даже при наличии в нашей республике производителя аналогичного товара.
К примеру, на сегодняшний день в Татарстане по программе капремонта многоквартирных домов сумма зарегистрированных в текущем году сделок с поставщиками из других регионов России и зарубежных стран составляет около 490 млн. рублей, и только чуть больше 15 млн. приходится на долю татарстанских предприятий. В Казани сторонние закупки оцениваются в 225 млн. рублей, и лишь 1,8 млн. отводится местным производителям. Чтобы разобраться, по каким причинам заказчики отдают предпочтение чужой продукции и игнорируют доморощенную, в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ создали комиссию по стройматериалам, которая, в частности, занялась составлением списка надежных татарстанских поставщиков, изготавливающих качественные и доступные по цене строительные материалы.
На прошедшем в Минэкономики заседании наблюдательного совета по контролю за функционированием ЭТИС первый заместитель руководителя исполкома Чистопольского муниципального района Рашит Зиганшин заявил, что строительные организации, работающие по капремонту, зачастую вынуждены закупать стройматериалы на стороне. Мол, из-за несвоевременного финансирования программы приходится выплачивать ремонтникам аванс в размере десяти процентов от стоимости работ, а не тридцати – как было обещано. Вот они за неимением денег и берут необходимые материалы у тех предприятий, которые соглашаются дать в долг. На что генеральный директор Агентства по госзаказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ Яков Геллер отреагировал: “То, что вы для реализации программы отбираете финансово неустойчивые организации, – это ваши проблемы и вина. Пусть обращаются в банки за кредитами. Но из-за того, что получен пока неполный аванс, приобретать продукцию там, где заблагорассудится, – это неправильно. Устраивайте конкурс по отбору подрядчиков, которые должны соответствовать определенным условиям, в том числе быть платежеспособными”.
Продолжил тему исполняющий обязанности генерального директора фирмы “Строительное управление-4” Николай Михеев, посетовавший на то, что многие строительные организации республики приобретают керамзит в Ульяновске и Чувашии, хотя продукция этого предприятия гораздо качественнее, поскольку изготавливается из отменной глины. “До недавнего времени в этих регионах керамзит был дешевле нашего, – признался Николай Михеев. – Однако потребители проигнорировали татарстанское стройуправление и после того, как мы снизили цены. И сообщили, что готовы еще снизить…”
На недавнем совещании в Доме Правительства Президент Рустам Минниханов заявил, что наша электронная торговая площадка работает недостаточно эффективно. В настоящее время в ЭТИС зарегистрировано в общей сложности около 180 тысяч предложений, и только 40 тысяч из них исходят от так называемых “зеленых” поставщиков, то есть татарстанских, которым следует отдавать приоритет. Но и с “зелеными”, как выяснил глава Татарстана на собственном опыте, заключить сделки бывает непросто. Рустам Минниханов рассказал, как в 16 часов 15 минут позвонил в отдел реализации Арского кирпичного завода по поводу закупки кирпича. Однако на другом конце провода ответили, что предприятие работает только до 16.00. Также не получилось на одном из предприятий Лениногорска приобрести 30 тонн цемента – не оказалось в наличии такого объема. По мнению Президента, внешний антураж у ЭТИС неплох, а вот внутреннее содержание проигрывает ему…
“Прародители” электронного магазина все же предпринимают меры, позволяющие продвинуть местные изделия на широкий рынок. На упомянутом выше заседании наблюдательного совета Яков Геллер сообщил: “Участились случаи, когда татарстанские товаропроизводители жалуются в наше ведомство на спекулянтов, которые обращаются к ним с просьбой предоставить справку о том, что являются дилерами предприятий республики. А получив соответствующий статус, эти так называемые дилеры начинают в ресурсе ЭТИС перепродавать продукцию, завозимую из других регионов, и выдавать ее за татарстанскую. В итоге чужие товары в таблицах предложений электронного магазина приобретают определенную маркировку – “зеленая продукция”. И получается, что вместо, допустим, местной краски мы покупаем турецкую. Хотя должны решать задачу, поставленную Президентом республики, – продвигать изделия местного производителя”.
По словам Якова Геллера, чтобы исключить подобные казусы, в разделе “Выставка-продажа” ресурса ЭТИС был введен дополнительный раздел “Дилеры (агенты)”. И отныне, если компания захочет привлечь для реализации своей продукции посредника, то он обязан зарегистрироваться в ЭТИС, а для этого – предоставить Агентству по госзаказу сведения о своем партнере-производителе, реквизиты документа, подтверждающего полномочия агента, сообщить о сроке действия этого документа. Кроме того, договор на поставку товара заказчик должен заключать напрямую с производителем, на банковский счет которого и перечислять деньги. А уж поставщик сам решит, каким образом ему расплатиться с агентом за оказанную услугу.
Еще одно новшество, в применении которого Татарстан среди регионов России стал пионером, – введение в ЭТИС десятизначного кода на продукцию. Это все равно, что штрих-код на товарах, которые продаются в розничных магазинах. В базах данных электронных торговых площадок России все изделия имеют шестизначный код. К примеру, любого вида кирпич – будь то красный, белый, пустотелый, наружный или прочий – имеет одно и то же обозначение из шести знаков. А десятизначный код уже идентифицирует изделие по назначению – допустим, определенная комбинация цифр свидетельствует, что перед нами “кирпич полуторный, двухсотый, для наружных стен”, то есть конкретный продукт. И не надо отвлекаться на другие, не интересующие нас товары.
Минстрой с Государственным жилищным фондом при Президенте РТ разработали десятизначные коды только на строительные материалы. Но в дальнейшем планируется перевести на “десятку” медикаменты, сельскохозяйственную и другую продукцию. Так что дело – за остальными ведомствами.