“Музыка удваивает и утраивает армию… С распущенными знаменами и громогласной музыкой взял я Измаил”.
А.В.Суворов.
Москва. 7 ноября. Красная площадь. Один из последних военных парадов Советской Армии. На часах Спасской башни Кремля – 9 часов 58 минут.
На площади и перед ней – строгие прямоугольники войск и техники; все в ожидании команды. Тишина.
Вот возникают звуки десятка фанфар: “Слушайте все!” – и четкий голос командующего парадом, многократно усиленный динамиками и эхом отдающий на площади: “Парад, сми-и-и-рно! Для встречи слева, на ка-а-раул! Первый батальон прямо, остальные напра-во! Шаго-о-ом марш!”
И с этого момента командование парадом от маршала переходит к неприметному до сих пор полковнику, который стоит на подиуме – возвышении и одним взмахом руки в белой перчатке приводит в движение всю эту махину парада.
Звучит Встречный марш: звонко и слаженно ведут трубы, подыгрывают им альты и баритоны, страстно поют валторны, патетически басят тромбоны и тубы, посвистывают флейты и кларнеты, четко и мощно отбивают такт литавры и барабаны – играет военный духовой оркестр.
Эта громкая и торжественная музыка сразу “пробирает” вас так, что мурашки бегут по спине… Еще миг – и вот вас подняла ввысь неведомая сила, и вы уже летите над землей вместе с этой чудесной музыкой, а на душе у вас так светло и радостно…
Вы невольно подтягиваетесь и расправляете плечи, вмиг забываете все мелочное и суетное: вы уже не один, а с целой страной – вы понимаете вдруг, что есть еще у нас, в России, военная сила, способная ее защитить.
И вам самим тоже хочется быстрее стать в строй с этими молодыми и крепкими воинами: “Братцы, я с вами!”
* * *
Многих иноземных захватчиков, что постоянно нападали на Россию, удивляли непоколебимый дух народа, его стойкость и героизм. Говорили о каком-то секретном оружии, укрепляющем дух нашей армии, стойкость ее солдат. Не будет преувеличением отнести к такому оружию военную музыку нашей армии, точнее – ее военно-оркестровую службу.
Военная музыка в нашей стране имеет давние традиции. Духовые и ударные инструменты имелись в княжеских дружинах еще во времена Киевской Руси.
Указом Петра I от 19 февраля 1711 года во всех пехотных и кавалерийских частях русской армии были установлены штаты военной музыки. На оркестры возложили функции: строевые, церемониальные, ритуальные и культурно-просветительские.
Каждый полк имел свой именной марш, например, марш лейб-гвардии Преображенского полка, Егерский, Киевского драгунского полка и другие.
Одержав победу в Отечественной войне 1812 года, русская армия вступила в столицу Франции под звуки “Парижского марша”.
В Маньчжурии, во время русско-японской войны 1904-1905 гг., на одном из участков фронта после тяжелых боев практически не осталось русских войск. Самураи уже торжествовали победу, как вдруг из-за сопки зазвучала громкая музыка, а вскоре показалась колонна солдат. Японцы подумали, что идут свежие войска русских, и в панике бежали.
А войск-то и не было. Это был всего лишь военный оркестр под управлением И.Шатрова, того самого капельмейстера, что написал потом вальс “На сопках Маньчжурии”, ставший вскоре очень популярным и любимым народом.
В Гражданскую войну четырнадцатилетним пареньком начал воинскую и музыкальную службу в Червоноказачьем полку в качестве трубача-сигнальщика Натан Рахлин – будущий профессор, народный артист СССР, основатель и дирижер Татарского государственного симфонического оркестра.
В первый день Великой Отечественной войны А.Александров, руководитель Ансамбля песни и пляски Красной Армии, с поэтом В.Лебедевым-Кумачом написали песню “Священная война”, призывавшую советский народ на борьбу с немецко-фашистскими войсками:
“Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, –
Идет война народная,
Священная война…”
Под эту песню и под марш “Прощание славянки”, созданный накануне Первой мировой войны капельмейстером В.Агапкиным, уходили 7 ноября 1941 года советские солдаты с парада на Красной площади прямо на фронт. А дирижировал сводным военным оркестром сам автор этого марша полковник В.Агапкин. Василий Иванович так вспоминал об этом историческом параде: “Я управлял оркестром, стоя на специальной подставке. Незаметно мимикой я напоминал музыкантам следить за тем, чтобы не замерзли инструменты, т.к. было очень холодно…
…Когда стрелковые части закончили прохождение, мне нужно было сойти с подставки, чтобы отвести оркестр ближе к зданию ГУМа. И только тут я обнаружил, что ноги мои окоченели, а сапоги примерзли к подставке”.
На грандиозном Параде Победы 24 июня 1945 года на Красной площади сводный военный оркестр в 1400 человек под управлением генерал-майора С.Чернецкого вышел на середину площади и грянул на предельном фортиссимо “Славься, русский народ”.
Наступили мирные дни, а в армии и частях военная служба продолжается. Служат вместе с армией и музыканты: во всех полках, частях и дальних гарнизонах.
Есть оркестры даже на военных судах. Вот как, к примеру, проходят морские ритуалы на кораблях: за 15 минут до торжественного подъема (спуска) флага горнисты исполняют сигнал “Повестка”. За 5 минут до начала ритуала по сигналу “Большой сбор” экипаж корабля выстраивается на верхней палубе. За одну минуту до подъема (спуска) флага вахтенный офицер подает команду: “На флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания “Смирно!”, а ровно в установленное время командует: “Флаг, гюйс, стеньговые флаги и флаги расцвечивания – поднять”. По этой команде оркестр исполняет Встречный марш, а затем и Государственный гимн России.
* * *
Наряду с военными оркестрами в нашей стране имеются ансамбли песни и пляски. Всеобщей любовью народа и признанием во всем мире пользуется Ансамбль песни и пляски им.А.Александрова.
Это после его триумфальных гастролей в Англии местные газеты писали: “Вчера вечером Красная Армия без единого выстрела заняла Лондон”.
С ансамблем А.Александрова в Париже выступала совсем юная Мирей Матье – будущая великая французская певица.
* * *
У нас в Казани тоже есть военные оркестры: в Суворовском, артиллерийском, танковом училищах и оркестр МВД – музыкальные коллективы солидные, высокопрофессиональные.
Не так давно, на праздновании 55-летия Суворовского училища, зрители были восхищены высоким уровнем исполнительского искусства оркестра училища под управлением заслуженного артиста РТ майора Владимира Ионова. В финале праздника музыканты исполнили старинную солдатскую песню “Солдатушки”. Играли и пели все музыканты, а впереди, виртуозно управляя оркестром, с тамбур-штопом шел и пел сам майор В.Ионов:
“Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши деды?
– Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!”
Недавно мне довелось побывать и в оркестре Казанского военного артиллерийского университета. Поговорил с музыкантами и начальником оркестра, заслуженным артистом РТ Яном Ореховым – крепким, румяным 33-летним майором, окончившим Московское военно-музыкальное училище и военно-дирижерский факультет Московской консерватории.
– Военный оркестр – это не музыкальный взвод, а профессиональный творческий коллектив, решающий задачи повседневной жизни воинской части, осуществляющий концертную деятельность на высоком уровне, – так по-военному коротко охарактеризовал задачи оркестра Ян Владимирович, оторвавшись на время от компьютера.
На мой вопрос о роли компьютера в военном оркестре ответил:
– На нем я делаю все! Записываю музыку, делаю оркестровку, создаю банк нот, фотографий, документов.
Да, я заметил интересную экспозицию в фойе оркестра – настоящий музей: фотографии, документы, афиши. Собрана вся история оркестра. Вот, например, начальник оркестра училища с 1959-го по 1970 год Аврелий Георгиевич Мигалук, при нем коллектив достиг больших творческих вершин, что отмечено в солидной книге “Советская военная музыка”.
– Жизнь военного музыканта интересная, почетная, но трудная, – продолжал Ян Владимирович. – Уже в шесть, а иногда и в пять утра наши барабанщики играют развод для курсантов. Ежедневно по 4-5 часов репетируем. А оркестр – духовой. Здесь физическая сила и выносливость требуются большие: по затратам энергии труд музыкантов духовых оркестров приравнивается к труду… шахтера!
Кроме основной службы, наш коллектив, как и другие военные оркестры Казани, регулярно участвует в государственных праздниках, правительственных концертах, играет на крупнейших площадках города: БКЗ, оперный театр, НКЦ, “Пирамида”.
С нами выступают такие звезды Татарстана, как Ренат Ибрагимов, Венера Ганеева, Зиля Сунгатуллина и другие артисты.
– На ваших концертах звучит только военная музыка?
– Нет, что вы! Мы играем все. Репертуар у нас обширный: от “Дня Победы” Тухманова до “Песни Петушка” Флоренса; от “Радости победы” Беккера до “Тарантеллы” Бёме.
– Такие программы исполнять, наверное, непросто?
– Конечно, непросто. Но, повторяю, коллектив у нас сильный, профессиональный. В оркестре служат солдаты и прапорщики, опытные и образованные и, можно сказать, талантливые люди. Многие наши оркестранты, отслужив, работают затем в сильнейших оркестрах Казани: Рафаэль Гилязев играл в симфоническом оркестре Н.Рахлина, стал заслуженным артистом; Идель Сулейманов много лет играл в оркестре театра оперы и балета им.М.Джалиля.
Есть у нас и воспитанники – юноши 14-18 лет, которые учатся, проходят службу и воспитываются всем оркестром. У нас даже есть династия воспитанников. Почти полвека назад пришел в оркестр из Дворца пионеров мальчик-тромбонист Олег Тонких. Потом он стал солдатом. Окончил вечернюю школу, музучилище, консерваторию – всю жизнь прослужил в военных оркестрах. Сейчас у нас служит его сын Евгений.
– Ян Владимирович, а как вы относитесь к эстрадной музыке?
– К любой музыке, исполненной профессионально, отношусь положительно. Вот, к примеру, великий американский эстрадный музыкант Гленн Миллер. Вы знаете, что он был военным дирижером? И оркестр у него был военный, ВВС США, а ведь они играли… джаз! Именно Гленну Миллеру и его оркестру мы обязаны созданием оригинального направления джаза.
К сожалению, современные музыканты чрезмерно увлечены техническими средствами и фонограммами. Но все равно во всем мире преобладает тяга к живой музыке, к оркестрам.
– В заключение традиционный вопрос о проблемах. Есть они?
– Проблема у нас одна, но она – главная. Хорошая музыка невозможна без классных инструментов. Их мало, они изношены, да и приходится их покупать “на свои”. А деньги нужны немалые, так как лучшие инструменты – заграничные… Но мы не тужим, мы – служим. Как в песне:
“И в дождь, и в зной,
Оркестр наш духовой
Дарил на счастье музыку,
Играл с душой”.
* * *
75 лет назад, 23 февраля 1929 года, в день 11-летия создания Красной Армии, был впервые исполнен “Марш Красной Армии” татарского композитора Салиха Сайдашева. За этот марш – случай уникальный! – гражданский человек был впоследствии удостоен ордена Красной Звезды, которым награждались в основном военные люди за личное мужество и отвагу в боях.
Этот марш стал музыкальным символом, своеобразной визитной карточкой Казани. Под этот марш солдаты отправлялись на фронт, этим маршем их, победителей, встречала Казань.
Этим маршем, вероятно, откроются торжества, посвященные 1000-летию столицы Татарстана, и исполнят его наши военные оркестры. Будут слушать их и ликовать нарядная и праздничная Казань, весь народ Татарстана.
Юрий СЕРГЕЕВ.