Плохой бензин! Что делать, Зин?

В знаменитой комедии “Джентльмены удачи” Василия Алибабаевича посадили в тюрьму за то, что он разбавлял бензин ослиной мочой.

Автор статьи: Денис ТИХОНОВ

В знаменитой комедии “Джентльмены удачи” Василия Алибабаевича посадили в тюрьму за то, что он разбавлял бензин ослиной мочой. Современные продавцы нефтепродуктов подобным видом мошенничества, конечно же, не занимаются. Тем не менее проблема качества реализуемого топлива на потребительском рынке республики на сегодняшний день остается актуальной.


Контроль за качеством нефтепродуктов в Татарстане возложен на нефтяную инспекцию Федерального государственного учреждения “Татгосэнергонадзор”. По словам ее начальника Шамиля Гумерова, сегодня в республике работают две мобильные бригады по отбору проб моторного топлива. В 2003 году ими было взято 705 проб. При этом в сорока четырех случаях топливо не соответствовало требованиям ГОСТа.


К чему приводит езда на плохом топливе

Анализ некачественных нефтепродуктов показал, что 50 процентов моторного топлива не соответствовали нормам по фракционному составу, 29 процентов – по октановому числу, 6,8 процента – по концентрации смол. Что означает каждый из этих показателей, и как они влияют на “самочувствие” вашего авто?


Так, фракционный состав определяет пусковые качества бензина. Несоответствие топлива этому параметру приводит к снижению мощности двигателя. В результате повышается расход топлива, увеличивается износ “движка”.


Октановое число также влияет на мощность двигателя. Если этот показатель занижен, то обычно “баранка” в руках водителя начинает дрожать. Постоянная езда на бензине с пониженным октаном приводит к перегреву двигателя, прогоранию клапанов и поршней, разрушению подшипников.


Повышенная концентрация смол в топливе приводит к образованию смолистых отложений в двигателях. Увеличение этого показателя в 2-3 раза от нормы снижает моторесурс двигателя на 20-25 процентов.


Сегодня существует 14 основных показателей на соответствие моторного топлива ГОСТам. Татарстанские инспекторы также проверяют нефтепродукты на содержание серы, кислот и воды (которые вызывают коррозию двигателя), определяют кинематическую вязкость топлива (ее понижение или повышение приводит к нарушению работы топливной аппаратуры автомобиля, процессов смесеобразования и полноты сгорания топлива).


Каждая проба нефтепродукта обычно “обезличивается” и отправляется в независимую аккредитованную лабораторию. Специалисты этого учреждения и выдают протоколы испытания по качеству предоставленного моторного топлива.


Загородная трасса – место обитания “меченых” АЗС

Ситуация на рынке нефтепродуктов Татарстана сегодня такова, что предусмотрительный потребитель, авто которого поглощает 92-й и 95-й бензин, сегодня защищен от некачественного моторного топлива. Дело в том, что наиболее крупные поставщики бензина проверки нефтяных инспекторов прошли без “штрафных карточек”: конкуренция у них в городах республики сегодня велика, поэтому терять клиента никто не хочет. Опытные водители определяют для себя наиболее надежных продавцов и стараются заправляться только у них.


“Засветились” же на реализации недоброкачественного топлива небольшие организации и индивидуальные предприниматели.


– В основном нарушения по качеству мы наблюдаем не в черте города, а на трассе, – говорит Шамиль Гумеров. – Предприниматели ради большей прибыли на свой страх и риск зачастую закупают дешевый товар у недобросовестных поставщиков и реализуют его доверчивым потребителям.


Частники, раз “засветившиеся” в сводках нефтяных инспекторов, обычно становятся “мечеными”. То есть, когда на рынке республики появляются некачественные нефтепродукты, то, в первую очередь, проверяются именно эти предприниматели. В прошлом году семь организаций, реализующих топливо, получили административное наказание за выявленные нарушения: на должностное лицо сегодня налагается штраф в 1-2 тысячи рублей, на юридическое – 10-20 тысяч. А пять частных контор познакомились с представителями управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) МВД РТ.


Еще одна примечательная тенденция – недобросовестные работники АЗС стремятся подзаработать чаще всего на большегрузных автомобилях, подсовывая им некачественное топливо. Оно и понятно: заправился водитель транзитного грузовика и уехал восвояси. Обращать внимание на качество топлива у него просто нет времени. Так, некачественный “дизель” в Татарстане в минувшем году продавали десять организаций, 76-й бензин – шесть. Среди поставщиков в этом списке дважды “засветилось” и отнюдь не последнее на топливном рынке предприятие – общество с ограниченной ответственностью “Татнефть – АЗС Казань”. В ноябре на одной его бензоколонке был обнаружен некачественный “дизель”, в декабре – 76-й бензин. В обоих случаях качество топлива не соответствовало ГОСТу по фракционному составу.


На ведомственных станциях – полный беспредел

В прошлом году, помимо обычных АЗС, нефтяные инспекторы также проверяли и ведомственные. Эти бензоколонки не занимаются реализацией топлива населению, а отпускают его “своим” потребителям. Некачественное топливо было обнаружено у Набережночелнинского ГАТП, МУП “ПАТП №3”, Мензелинского и Азнакаевского ПАТП, Елабужской ТЭЦ ОАО “Татэнерго”, Набережночелнинского завода ЖБИ “Мелиорация”, треста “Строймеханизация-3”, НГДУ “Прикамнефть”, ООО “Железнодорожник”, МУП “Трест “Дорремстрой”, СУ №856 “Каздорстроя”, Нижнекамской ТЭЦ-2.


– На ведомственных АЗС, в отличие от “публичных” отмечается полное нарушение всех требований и нормативов, – заметил Шамиль Гумеров. – Технологическое оборудование и средства измерения не проверены. Иногда на резервуарах даже крышек нет. Это способствует и испарению нефтепродуктов, и их загрязнению. Возле емкостей часто видны подтеки топлива. Когда мы это все учитываем, составляем акт и передаем руководителям предприятий, то они за голову хватаются. Ведь многие нарушения в работе также ведут и к большим потерям нефтепродуктов, и к финансовым убыткам…


Наказывать ведомственные АЗС нефтяная инспекция не имеет права, так как те не занимаются реализацией нефтепродуктов. Поэтому им обычно направляются письма, в которых указывается, что АЗС могут предъявить претензии своим поставщикам, если транспортная техника выйдет из строя.


Что делать, если горючее не ахти

В минувшем году в нефтяную инспекцию поступили четыре жалобы от частных потребителей – на качество нефтепродукта, на недолив бензина. Каждая жалоба была проверена. С недоливом бензина информация не подтвердилась. А вот с проверкой топлива на качество возникли проблемы.


– Многие водители предлагают: возьмите пробу из бензобака, – рассказывает Шамиль Гумеров. – Но ведь это ничего не даст. На суде же не докажешь, что этот бензин (даже если он действительно плохой) был в резервуаре конкретной АЗС, на которой человек заправлялся. Поэтому в данной ситуации важно вовремя к нам обратиться (телефон нефтяной инспекции 38 – 01 – 46). На днях нам позвонил автолюбитель и сообщил, что он приобрел некачественный бензин в Дербышках. Мы сразу выехали туда. Здесь главное – оперативность. Если вы обратитесь к нам через два-три дня после заправки, то велика вероятность, что плохой бензин уже реализован, а при новом завозе топливо будет нормальное.


И еще один совет. На загородных трассах цены на моторное топливо различаются с городскими приблизительно на 10-20 копеек. Поэтому, если вы видите, что стоимость “горючки” значительно ниже, то лучше не рисковать. Ведь чем ниже цена, тем ниже и качество продукта. Нефтяные инспекторы уже неоднократно убеждались в этом на практике.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще