В предновогодние дни меня пригласили на школьный концерт. Признаюсь, пошел неохотно: что уж шибко интересного может быть в самодеятельности детей и учителей…
Но то, что я увидел и услышал, перевернуло мои представления о возможностях детей и педагогов, о влиянии музыки и искусства на воспитание и образование школьников. Здесь было много интересного и необычного.
Главное, что я увидел на сцене и в зале, – счастливые лица детей, детей необычных, на которых без слез смотреть нельзя, ведь многие из них – инвалиды, а концерт проходил в казанской коррекционной школе №142 для детей с умственным и физическим отставанием в развитии.
Это был творческий отчет – юбилей коллектива “Родничок”, забивший десять лет назад, в 1993 году. В “Родничке” ребята с увлечением танцуют и поют, разыгрывают сценки из школьной и домашней жизни, проводят театральные фестивали и даже – фестивали сказок.
Всем этим ребячьим коллективом руководит музыкальный педагог, искренне любящий детей и преданный им, – неутомимая, молодая и симпатичная Ольга Алексеева. После концерта она обстоятельно и со вкусом рассказала мне о своих питомцах:
– Дети у нас – необычные, гиперактивные, сложные, порой агрессивные: “вспыхивают” как спички. У многих нарушены речь, двигательная моторика. В основном эти дети – из неблагополучных семей, где пьют родители. В какой-то мере – это и расплата за нарушение экологии, за химизацию и урбанизацию всего и вся.
Наша школа призвана корректировать, “сглаживать” многие дефекты развития таких детей, а мы с коллегами еще и “лечим”, воспитываем их с помощью… музыки. Уроки музыки и занятия ансамбля (учитывая специфику школы) стараемся строить в форме игры – так проще и доходчивее: дети сами становятся активными участниками процесса обучения.
Вот вы видели, как уверенно, без нот играл на фортепьяно Айрат – наша “звездочка”. Ведь, правда, здорово играет? Занимается он у нас уже три года, но недавно я случайно заметила, что он сам подбирает мелодию, причем интонационно чисто, и посоветовала ему подготовиться и выступить на сцене. Так что не зря прошли для него наши уроки музыки. Они как бы исподволь развили его природные задатки, и его “прорвало”, он заиграл.
Или вот еще одна наша “звездочка” – Маша. Девочка с очень сложным характером. Но в то же время она творческая, по-своему одаренная девочка – сама придумывает танцы, помогает нам, педагогам.
С ансамблем девочек (а с ними работать сложнее) мне помогает Юлия Игоревна Акиншина. Вместе с ней мы поставили новый танец – с зонтиками. Недавно выучили, и вся школа запела песни из фильма “Мэри Поппинс”. Поем и песню “Я пушистый маленький котенок”, и татарские частушки “Уфа-Челебэ”, и “Кострому” фольклорного ансамбля старушек “Коляда” (тут наши девочки в самодельных нарядах поют и весело приплясывают).
Мы тщательно подбираем репертуар и считаем, что песни должны обязательно нести добро, мечту, романтику, радость, наконец.
– Наверное, в свой ансамбль вы берете только лучших? – спрашиваю я Ольгу Михайловну.
– Нет, что вы, в наш ансамбль мы берем всех! Даже неспособных и трудных, ведь наша задача – не столько выступления и концерты, сколько помочь детям правильно физически и психически развиваться, социально адаптироваться, стать в дальнейшем полноценными людьми. Кроме школы, мы выступаем на районных и городских конкурсах “Салават купере”, на республиканском конкурсе для детей-инвалидов.
Но конкурсы проходят редко, а нам, нашим детям из “Родничка”, хочется выступать чаще, ведь каждое выступление это и экзамен, и опыт, а для детей – самоутверждение, чего так не хватает нашим питомцам, ведь им хочется быть такими как все.
Работаем мы постоянно, репетируем регулярно, но о нас, к сожалению, вспоминают редко – только в дни инвалидов. Вон, посмотрите, техника наша вся старенькая, допотопная: магнитофоны и проигрыватели принесли из дома. Много ли на них поработаешь?
От себя добавлю, что не только технику, зачастую и призы для конкурсов и игр педагоги покупают “на свои”. А когда хороших песен не хватает, то Ольга Михайловна пишет их… сама. Среди ее песен, что поют ученики школы, есть песни об учителе, о первокласснике, о Новом годе, о Первом сентября и другие.
Я покидал гостеприимную школу с чувством удовлетворения, что есть такие учителя, как Ольга Алексеева, которые дарят Богом обиженным ребятам радость детства и помогают им найти свою дорогу в нашей непростой жизни.
Долго еще перед моими глазами были лица ребят, а в памяти звучали строки их общешкольной песни:
“Мы на свет родились,
чтобы радостно жить,
чтоб улыбки друг другу
и песни дарить…”
Юрий СЕРГЕЕВ.