В субботу вечером по всему миру разнеслась весть об очередной трагедии в Москве – рухнул купол развлекательного комплекса “Трансвааль-парк”, введенного в эксплуатацию в рекордно короткие сроки летом 2002 года. Наиболее очевидная версия причин случившегося – проектно-строительные просчеты. Объект, надежность которого гарантирована на столетие, не простоял и двух лет. Госстрой России принял решение о приостановке действия лицензий турецкой строительной компании “Кочак Иншаат Лтд.” и ООО “Архитектурная мастерская Сергея Киселева и партнеры” – строителей и архитекторов московского аквапарка. Однако разрушение огромного элитного объекта дает повод обратиться к теме: каким образом можно предотвратить подобное?
С началом реформ, призванных установить в экономике страны рыночные отношения, возникла необходимость в государственном регулировании таких видов деятельности, как проектирование, строительство и инженерные изыскания. Причина этого вполне понятна: появлялись новые строительные фирмы, а возводить объекты произвольно, кем попало, где попало и как попало – непозволительная “роскошь”, которая может привести к серьезным проблемам.
Инструментом государственного регулирования в этой сфере стало лицензирование. И сегодня оно является решающим фактором сохранения и повышения качества строительства.
До 2001 года лицензированием всех видов строительной деятельности занимался и Госстрой России, и субъекты Федерации. С 2001 года это стало прерогативой Федерального лицензионного центра при Госстрое РФ. В регионах были созданы 94 структурных подразделения, в том числе филиалы в шести федеральных округах. Конечно, Татарстан не стал исключением.
На вопросы корреспондента “РТ” отвечает директор Филиала ГУ “Федеральный лицензионный центр при Госстрое РФ” на территории Республики Татарстан Фирдинат Ганиев.
– Фирдинат Абдулхакович, почему возникла необходимость в централизации лицензирования?
– Дело в том, что в этой сфере возникло своего рода “двоевластие”. Лицензии, выдаваемые федеральным органом, распространялись на всю территорию России, а региональные документы действовали только в рамках определенного субъекта Федерации. И порой условия выдачи местных и центральных лицензий существенно различались. Требования, предъявляемые к производителям в регионах, чаще всего были более либеральными, что не могло не сказываться на качестве проектно-строительных работ и нередко приводило к конфликтным ситуациям и арбитражным разбирательствам.
Поэтому было необходимо упорядочить процесс отраслевого лицензирования, обеспечить единый подход к нему на всей территории России. И теперь основным документом, регламентирующим порядок предоставления лицензий на проектирование, строительство и инженерные изыскания для возведения зданий и сооружений первого и второго уровней ответственности (что отнесено к полномочиям Госстроя России), является постановление Правительства РФ №174 “О лицензировании деятельности в области проектирования и строительства”, принятое 21 марта 2002 года.
– Что представляет из себя татарстанский филиал? И каким образом происходит взаимодействие между вашей организацией, местными структурами и Госстроем России?
– Наш филиал, образованный в 2001 году, является одним из крупнейших среди подобных подразделений Федерального лицензионного центра. И это вполне оправдано, поскольку республика располагает огромным строительным комплексом. На ее территории – свыше восьми тысяч проектно-строительных организаций. Среднесписочная численность работников лишь крупных и средних предприятий составляет около семидесяти тысяч человек. По объему строительно-монтажных работ Татарстан занимает лидирующие позиции в России. А по вводу жилья республику опережают лишь Москва и Московская область.
Так что мы понимаем, с какой ответственностью следует подходить к своей работе. И необходимо тесно взаимодействовать с местными исполнительными органами власти, надзорными органами. На стадии становления, конечно же, возникали трудности во взаимоотношениях с ними. Но в конце концов удалось выработать оптимальную схему сотрудничества со всеми структурами – как на стадии проверки документов, представленных соискателями лицензий, так и на стадии контроля за соблюдением предприятиями лицензионных требований.
При филиале создана экспертная комиссия, которая помогает осуществлять взаимодействие администрации республики и Госстроя России в обеспечении процесса лицензирования. В состав комиссии входят представители органов исполнительной власти, государственных надзорных, контрольных и правоохранительных органов. Экспертная комиссия обеспечивает предварительное рассмотрение документов соискателей лицензий и выдает рекомендации с ходатайством о предоставлении, переоформлении, приостановлении и возобновлении действия специальных разрешений. На основании этих рекомендаций подготавливаются материалы, необходимые для заседания Лицензионной комиссии Госстроя России, которая и принимает соответствующие решения.
Таков порядок. По состоянию на 1 февраля в строительной отрасли республики 5401 действующая лицензия.
– Выдача специальных разрешений – это часть ваших обязанностей. Каким образом осуществляется контроль за выполнением лицензионных требований? Наверное, это делать куда сложнее?
– Безусловно. И без второй части нашей работы не имеет смысла и первая. Комплексные проверки предприятий проводим совместно с Госархстройнадзором, Главгосэкспертизой и другими контролирующими органами.
Работа начинается с того, что составляются списки организаций, предлагаемых для включения в предписание (то есть план) на проведение контроля. В плане указаны претенденты, которых нужно проконтролировать, срок проведения проверок и состав проверяющей комиссии. Затем предписание утверждается в Госстрое. И делается это ежеквартально.
О предстоящем визите контролеров лицензиаты предупреждаются заранее – не менее чем за десять дней. По результатам проверок составляются акты, которые подписываются членами комиссии, а затем направляются в лицензионную комиссию Госстроя. Там уже выносится окончательный вердикт. При незначительных нарушениях делаются предупреждения. В случае неоднократного рецидива нарушения попадают в разряд грубых, действие лицензии приостанавливается. Срок устранения нарушений не может превышать шести месяцев, иначе в суд направляется заявление об аннулировании лицензии.
Но, помимо плановых проверок, проводим и внеплановые, если от надзорных и контрольных органов поступают сведения о фактах нарушения предприятиями строительных норм и правил. В таком случае оперативно составляются дополнительные предписания и организации-нарушители подвергаются контролю.
– И какова результативность контролирующей службы филиала?
– Об этом можно судить по таким данным. За 2002 год проверено 390 организаций, у 123 из них действие лицензий было приостановлено, 95 – вынесено предупреждение, а 162 – предписание. В минувшем году количество проверок увеличилось до 422, приостановлено 190 спецразрешений. Предупреждений выдано 139, предписаний – 89, и три лицензии аннулированы. За январь нынешнего года проверено 18 предприятий, в результате чего приостановлено действие 12 лицензий, есть пять предупреждений и одно предписание.
Результаты проверок обнародуются через средства массовой информации. Думаю, руководителям организаций-нарушителей не очень-то приятно увидеть свое имя на “доске позора”. Ведь засветившись таким образом, можно лишиться и клиентов, и кредиторов.
– Часто раздаются голоса о том, что слишком много развелось контролирующих органов. И нужно сократить их количество, как впрочем, и исключить некоторые виды работ из разряда лицензируемых…
– Действительно, некоторые руководители предприятий (особенно тех, чьи лицензии были приостановлены или аннулированы) мечтают об этом, поскольку для них важнее всего – с наименьшими затратами и быстрее выполнить работу, получив максимальную прибыль. Разве не было случаев разрушения зданий из-за того, что построили их не по правилам? Да сколько угодно! Один Дом Правительства в Казани чего стоит. Вовремя его снесли, иначе неизвестно, сколько человек он похоронил бы под своими обломками.
Раздаются голоса даже об отмене лицензирования. Этому не бывать! Мы не позволим бракоделам угрожать безопасности населения. Представьте: какая-нибудь фирма предварительно не провела инженерно-изыскательские работы и построила жилой дом на месте рыхлых, пористых почв, внутри которых находятся пустоты. Чем это чревато?.. Правильно, здание просто может уйти под землю. А, допустим, в Казани очень сложные грунты. И сейчас, когда столица республики готовится к празднованию тысячелетия, в городе возводится очень много крупных объектов. Поэтому особенно нужно быть начеку. Так что работы у филиала прибавляется.
– Какие нарушения чаще всего выявляются в ходе проверок?
– Сведения, которые изначально представляются лицензиатом, зачастую оказываются недостоверными. К примеру, в документах указано одно местонахождение фирмы, а на самом деле оно у нее другое. Не соответствуют документальной информации данные о структуре штатов, квалификации работников, материально-технической базе. Игнорируются государственные стандарты и нормативно-техническая документация и так далее. И все это, естественно, влияет на качество проектно-строительной продукции.
Одно из лицензионных требований – повышение не реже одного раза в пять лет квалификации кадров (будь то индивидуальные предприниматели или руководители предприятий). Ведь нередки случаи, когда строительными фирмами руководят бывшие медики, педагоги, торговые и прочие работники. Они могут быть отменными организаторами. И никто не собирается из-за отсутствия специального образования смещать их с директорских кресел. Но повышать свой профессиональный уровень на специальных курсах инженерно-технических работников руководители обязаны. Есть намерения заключать с вузами республики договоры, в которых будет предусмотрено участие филиала в формировании групп для обучения на таких курсах.
Между прочим, в некоторых районах республики даже главными архитекторами назначаются люди, не имеющие архитектурного образования. На мой взгляд, это просто недопустимо.
Вообще, кадровый вопрос в строительной отрасли стоит очень остро. Она “стареет” – средний возраст строителей составляет 50 лет. Это много.
– Фирдинат Абдулхакович, бывают ли случаи, когда строительная деятельность ведется и вовсе без лицензии?
– И такое встречается. Однако современным бизнесменам не стоит забывать, что осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения карается законом. Здесь в действие вступают и Кодекс об административных правонарушениях, и Уголовный кодекс.
Отсутствие лицензии грозит крупными штрафами. А в случаях, когда отсутствие спецразрешения или когда нарушения лицензионных требований и условий стали причиной нанесения ущерба гражданам, организациям или государству (или сопряжены с получением дохода в крупном размере), можно и свободы лишиться.
– Не секрет, что с созданием государственных лицензионных органов появились и предприимчивые “художники”, искусно подделывающие разрешительные документы на право производства работ. И нечистые на руку предприниматели охотно покупают лицензии у криминальных “рисовальщиков”, минуя государственные структуры.
– К сожалению, и такое случается. И те, и другие совершают уголовное преступление.
Помимо всего прочего, появился и новый вид коммерции: так называемые посредники предлагают соискателям лицензий свою услугу в подготовке документов для представления в лицензионный орган. И продают эти бумаги за огромные деньги. Обычно покупка документов у таких посредников выходит предприятиям боком – бумаги, подготовленные неграмотными коммерсантами, никуда не годятся, а деньги обратно уже не вернешь. Практика показывает, что именно так все и происходит. И соискателям лицензий приходится заново выполнять всю подготовительную работу.
Так что не стоит доверять государственное дело разного рода проходимцам. Лучше уж, дорогие руководители проектно-строительных организаций, обращайтесь напрямую к нам, минуя всяких посредников. В филиале работают квалифицированные специалисты, которые помогут вам в подготовке пакета документов, предоставят необходимую информацию и методические материалы. Причем наши сотрудники несут полную ответственность за правильность оформления документов.
И вы получите лицензию в четко установленный законом срок – без всяких проволочек.
– Кстати, существует ли единая база данных предприятий-лицензиатов?
– Обязательно. Еще одно важное направление деятельности нашего филиала – это организационно-техническое обеспечение формирования базы данных реестра лицензий Госстроя России (зарегистрированных, приостановленных, аннулированных). Информация, содержащаяся в реестре, открыта для физических и юридических лиц. Из него можно быстро получить объективные данные о лицензированных участниках рынка проектных и строительных услуг. А также занимаемое место таких предприятий в рейтинге.
Интервью взяла