Головная боль Правительства и населения

Спросите любого россиянина (жители Татарстана тут не исключение), какие сферы бытия вызывают у него отрицательные эмоции.

Автор статьи: Елена ТАРАН

Спросите любого россиянина (жители Татарстана тут не исключение), какие сферы бытия вызывают у него отрицательные эмоции. Ответ нетрудно предугадать: люди обязательно назовут жилищно-коммунальное хозяйство, дороги и транспорт. И хотя в республике немало делается для того, чтобы уменьшить поток нареканий населения, проблем в ЖКХ, на транспорте и в дорожном хозяйстве еще хватает. Вот и на недавней коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Премьер-министр Рустам Минниханов предупредил: занимайтесь самоотчетами на своих внутренних совещаниях, а на коллегии давайте говорить о том, что нужно менять, где болевые точки отрасли, какова стратегия развития предприятий, чем может вам помочь Правительство. К такому повороту многие из выступающих оказались не готовы.


Частник, который нас беспокоит

Что касается городского пассажирского транспорта, то в часы пик пассажиров выручают частные маршрутные автобусы. По объему перевозок, как признал вице-премьер – министр транспорта и дорожного хозяйства Владимир Швецов, частники сравнялись с государственными и акционерными предприятиями. Довольны, кажется, и владельцы автобусов (у них идет бизнес), и пассажиры (не нужно долго топтаться на остановках). А вот монополисты, прежде правившие бал на рынке транспортных услуг, хмурят брови: у них из-под носа уплывает солидная прибыль.


Но частник принес в нашу жизнь и проблему: с его появлением, как сообщил выступивший на коллегии руководитель УГИБДД Рифкат Минниханов, возросла аварийность на дорогах. Собравшимся в зале были показаны видеосюжеты. Вот инспекторы ГИБДД задержали водителя “Газели”: машина выехала на полосу встречного движения. Оказалось, что водитель попросту пьян, а в салоне сидели, стояли аж 22 пассажира! Вот при проверке другого маршрутного такси обнаруживается, что болты на его колесах закручены кое-как, а некоторые – вообще отсутствовали… Пришло время, заметил руководитель департамента автомобильного транспорта Минтранса России Анатолий Пинсон, давать в газетах и на телевидении объявления, что ездить на автобусах таких-то маршрутов (или владельцев) – опасно для жизни. Пусть остальные водители, работающие вместе с прохиндеем на одном маршруте, сами воспитывают коллегу или добиваются его увольнения. Иначе – растеряют пассажиров.


Свои меры примет и ГИБДД. По словам Рифката Минниханова, теперь отобранные у водителей автобусов права можно получить только через суд. А суд, по признанию руководителя инспекции, будет очень строг к таким нарушителям. Министерство транспорта также готово всерьез наказывать лихачей. У них будут отбираться лицензии на перевозку пассажиров, их отстранят от участия в конкурсах, где разыгрываются городские маршруты.


Бизнес успешен там, где работают

Считается, что на транспортных услугах больших денег не заработаешь. Поэтому предприятия пытаются оптимизировать свой бизнес, отказаться от непрофильных услуг. Так, генеральный директор корпорации “Татавтотранс” Диннар Миннулин высказал предложение о продаже вахтовых перевозок в нефтяном крае частным предприятиям: дескать, этот бизнес низкорентабелен, да и нефтяники скоро начнут перевозить людей на собственном транспорте. Рустам Минниханов (он является председателем совета директоров “Татнефти”) усомнился: зачем нефтяникам развивать транспорт, если выгоднее заключать договор с транспортниками, а последним нельзя терять крупного клиента, который всегда будет нуждаться в их услугах? Заключайте договор не на год, а на пять лет, обговаривайте перспективу и работайте. Я догадываюсь, почему вы хотите избавиться от вахтовых перевозок. Продадите этот бизнес какому-нибудь родственнику под видом оптимизации издержек, пошутил премьер. Нужно, наоборот, набирать объемы услуг, а потом уже думать, как сокращать затраты…


Где сегодня транспортники могут заработать? В республике практически не развита сфера междугородних и международных перевозок, на наш рынок приходят шустрые ребята из других регионов и стран СНГ. Зачем мы им отдаем эту область? Что, сами не можем гнать машины через всю страну в любом направлении? Эти вопросы премьера так и остались без ответа.


Где шум в аэропорту?

С тем, что жизнь в казанском аэропорту замерла, вряд ли кто будет спорить. Многие сегодня предпочитают ездить до Москвы поездом, а оттуда лететь, куда душа желает или долг зовет. К тому же и задержки рейсов, особенно на Москву и из Москвы, стали постоянными, вот и пустует аэропорт. И это несмотря на то, что деньги в этот объект вложены немалые. Реконструирована взлетно-посадочная полоса, установлено современное оборудование. Сейчас Владимир Швецов и генеральный директор авиакомпании “Татарстан” Магомет Закаржаев просят у Рустама Минниханова новые средства – на реконструкцию аэропорта, строительство ангара и покупку двух самолетов “Ту-214”.


– Эти два самолета проблемы не решат, – возразил премьер,- должна быть перспектива, стратегия развития, куда вы полетите, сколько пассажиров перевезете, сколько прибыли заработаете…


– Если сравнить объем полученной прибыли с 1998 годом,- попытался объяснить Закаржаев,- то…


– Можно и с 1913 годом сравнить, тогда вообще цифры всех впечатлят,- парировал Минниханов.


– Были бы у нас “Ту”, мы бы вдвое увеличили объем авиаперевозок,- продолжал настаивать на своем глава авиакомпании.


– А нужно в десять раз увеличивать объемы. Еще пару комфортабельных вагонов купим, и вообще никто летать не будет. Шум должен быть в аэропорту, а его нет, – пытался вразумить выступающего премьер. – У Правительства нет амбиций. Мы готовы принять в этот бизнес тех, кто хочет в него вкладывать деньги. Пусть доводят до ума аэропорт, отправляют самолеты в разные концы. Это коммерческий проект, государственные деньги сюда неразумно вкладывать.


– Но никто не хочет вкладывать в авиаперевозки деньги,- продолжал гнуть свою линию Закаржаев.


– Значит, проект непривлекателен, – поставил точку в споре премьер.


Дутые цифры никого не убедят

Основная причина неудовлетворительного состояния дорог – недостаточное финансирование отрасли. С этим вряд ли кто поспорит. Однако и те средства, которые выделяются, нередко используются не по назначению, а то и вовсе исчезают в неизвестном направлении. Это подтверждают и факты, приведенные в выступлении председателя Комитета парламентского контроля Госсовета РТ Зямила Ягудина.


Рустам Минниханов жестко высказался и по этому поводу. Так, в Новошешминском районе проавансировано строительство дорог на 18 миллионов рублей. А дорог нет. “Вы куда дели эти деньги? – обратился премьер к представителю района. – Хватит играть деньгами, кормить нас дутыми цифрами, – предупредил он. – В Правительстве никто не собирается списывать долги и прощать ваше неумелое руководство. В нынешнем году министерство и Правительство добились в Москве существенного роста финансирования дорожного строительства. И эти деньги должны быть истрачены строго по назначению.”

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще