В перестроечные и реформаторские годы нашей истории стало привычным и модным критиковать, а то и просто охаивать недавнее советское прошлое нашей страны: нецивилизованные, дескать, мы и страшно отстали от той же Америки, особенно в технике. Отстали?..
Я листаю энциклопедию “Авиация”, изданную в Москве ЦАГИ им.Н.Жуковского в 1994 году. Из нее узнаю, что по состоянию на 1января 1991 года по основным видам авиационного спорта из 1585 мировых рекордов 835 принадлежали СССР и только 441 – США.
В разделе “Авиамодельный спорт” вижу хорошо знакомую мне фамилию в строке о мировом рекорде под №14: модели вертолетов с поршневыми двигателями – дальность по прямой 91,491 км, 1 октября 1963 г., В.И.Титлов, СССР.
И в нынешней, за 2003 год, таблице рекордов эта строка осталась неизменной, только вместо СССР записано – “Россия”.
Итак, рекордное достижение казанского инженера-конструктора, единственного, кстати, казанского спортсмена, представленного в этой солидной и увесистой книге, осталось не превзойденным ни одним спортсменом мира на протяжении сорока лет.
Вячеслава Титлова – автора этого уникального спортивно-технического достижения – я знаю давно, со школьных лет. Патентованный изобретатель и дипломированный инженер, ведущий конструктор ОКБ “Сокол”, сейчас он на пенсии. Но, кроме большой авиации, есть у него еще одна страсть. Это – малая авиация, авиамоделизм, которым в часы досуга Титлов занимается уже 54 (!) года и почти столько же лет увлекает своим примером детей и подростков. Многие его ученики стали летчиками, инженерами, изобретателями, чемпионами и рекордсменами, на их счету 48 (!) всесоюзных и 3 мировых достижения.
С мастером спорта СССР, трехкратным рекордсменом мира В.Титловым я беседую в авиамодельной лаборатории Центра детско-юношеского технического творчества Ново-Савиновского района Казани, где он работает педагогом-руководителем авиамодельного кружка.
– Вячеслав Иванович, это ваш первый рекорд? И сразу – мировой?
– Да, это был мой первый официально зарегистрированный мировой рекорд. Но к нему я шел лет десять, превышая личные достижения, совершенствуя навыки и расширяя кругозор в области авиамоделизма. К примеру, у меня хранится диплом, выданный мне, семикласснику, в 1953 году Хабаровским краевым комитетом ДОСААФ за полет модели самолета с поршневым двигателем продолжительностью 40 минут 20 секунд. Это был один из первых моих личных рекордов, потому что эту модель я сам сконструировал, изготовил и отправил в полет.
Много потом было еще стартов и полетов, в том числе и на всесоюзных соревнованиях. Поступил в КАИ, где и создал свою “мировую рекордсменку” – модель вертолета.
– Как полностью называется рекордная модель? И вид рекорда?
– Называется “Модель вертолета с поршневым двигателем”. После взлета модели авиамоделист не имеет с ней никакой связи, то есть она свободнолетающая, послушная только воздушным течениям. А вид рекорда – дальность полета по прямой: от точки взлета – до точки посадки.
– Где и когда рекорд зарегистрирован?
– Зарегистрирован в качестве мирового в Париже, в Международной авиационной федерации (ФАИ) 1 октября 1963 года – днем совершения полета.
Интересно, что Авиационная спортивная комиссия Центрального аэроклуба СССР им.В.П.Чкалова зарегистрировала это же достижение в качестве всесоюзного рекорда 16 октября. Именно в этот день была получена телеграмма из деревни Шикши Сабинского района Татарии о том, что пастух Сафа Сафеев обнаружил в поле авиамодель. Позднее я узнал от самого Сафы, что утром, выгуливая стадо, он увидел приземлившуюся диковинную штуку, прочитал записку с обратным адресом от спортивных комиссаров и бережно водрузил модель на плечо, благо она не тяжелая – всего 720 граммов, но достаточно громоздкая и “нежная”.
– Какова схема модели вертолета и как она выглядит?
– Модель построена по так называемой однолопастной схеме. Прототипом ее является однокрылое семечко клена, которое, вращаясь вокруг вертикальной оси, может планировать (а точнее – авторотировать) и даже парить в воздушных потоках.
Теперь представим модель: главный агрегат – крыло длиной больше метра, к одному концу его для устойчивости крепится стабилизатор. А чтобы привести всю модель во вращение и придать способность вертикально взлетать, к крылу крепится силовая установка в виде поршневого микродвигателя с воздушным винтом. Крепятся также шасси, топливный бак и макет фюзеляжа. Конструкция модели достаточно проста и доступна для изготовления даже школьникам.
В моторном полете и при авторотации модель, конечно, смотрится как настоящий вертолет. Вращаясь со скоростью примерно два оборота в секунду, она может обладать скороподъемностью до 5 м/сек. Но если мини-вертолет еще не доведен, не отрегулирован или двигатель барахлит, то он, поднявшись на несколько метров, проявляет неустойчивость, “куролесит” в воздухе. Авиамоделисты прозвали подобные модели “сенокосилками” и “метлами”.
– Как же был совершен рекордный полет и как к нему готовились?
– Рекордному полету предшествовали регулировочные, затем контрольные полеты, в том числе с полным топливным баком. Проследить контрольные полеты целиком, т.е. от взлета до посадки, без самолета сопровождения не удавалось. Модель неоднократно улетала, однако всякий раз находилась и добрыми людьми возвращалась.
Рекордную попытку в сопровождении спортивных комиссаров на самолете предполагалось совершить в конце сентября, во время проведения в Казани авиамодельных соревнований вузов страны, и в случае удачи заработать для команды КАИ (а я был в ее составе) дополнительные очки за рекорд. Нужно сказать, что претендентами-вертолетчиками на новые достижения, кроме меня, были тогда неоднократные рекордсмены мира Валентин Найдовский из Харькова и Валерий Слепков из Ленинграда.
Но всех нас постигла неудача. Что касается меня, то при подготовке модели к полету я допустил небольшую оплошность, в результате которой большая часть топлива под действием центробежной силы в полете просто выдавилась в воздух. Исправить ошибку в процессе соревнований было невозможно. Но, подстегнутый досадной неудачей, уже через несколько дней я был готов идти, в смысле лететь, ва-банк: в любую погоду, пусть только на дальность, лишь бы не потерять год!
И мне повезло. Во-первых, на штормовой ветер. Укрывшись от ветра за бензовозами, я запустил модель вертолета с бетонной площадки недалеко от ангара Казанского аэропорта. Поднявшуюся на 2-3 метра модель ветер тут же подхватил и понес прямо на стоящие рядком самолеты “Як-12”. Мне повезло еще раз – модель не врезалась в самолеты, а, набирая высоту, прошла в метре-двух над ними, и уже через три минуты ее не стало видно даже в бинокли. Спортивным комиссарам оставалось только в соответствии с правилами телеграммой уведомить Москву о старте модели вертолета с целью установления нового рекорда. А мне – терпеливо ждать весточки о находке модели и надеяться на удачу.
– Хорошо, весточка из Шикшей прилетела. Что было дальше?
– На военном “газике” с водителем-солдатом спортивные комиссары Д.Сафин, В.Корсуков, Б.Ракитин и я поздно вечером добрались до деревни Шикши. Моросил дождь, грязи – по колено, холодно и темно. Пошли на огонек – оказался сельсовет. Полно мужиков, и Сафа Сафеев там с принесенной моделью. Комиссары опознали ее, составили акт о находке модели, заверили его у председателя сельсовета, определили по карте предварительный результат полета. А я разобрал модель и привел ее в транспортабельный вид. Всех сердечно поблагодарили и в пять часов утра вернулись в Казань.
За несколько последующих дней были оформлены необходимые документы: акты, заявки, фотографии, чертеж – и от имени Татарского обкома ДОСААФ отправлены в Москву, в Авиационную спортивную комиссию ЦАК СССР им.В.П.Чкалова.
Месяца через четыре я узнал, что мое достижение утверждено ФАИ в качестве официального мирового рекорда. Мне были вручены награды: медаль и диплом рекордсмена СССР, а также диплом рекорд-
смена мира по авиамодельному спорту. Пришел и денежный перевод – чуть меньше 200 рублей – большие по тем временам деньги для меня – студента.
– Чей мировой рекорд вы тогда перекрыли?
– Предыдущий рекорд принадлежал нашему тогда соотечественнику Борису Паценкеру из Харькова, и был он перекрыт более чем на десять километров (в скобках заметим, что В.Титлов – максималист и старается все делать с большим запасом прочности).
…Я смотрю на своего собеседника, и мне не верится, что этому легендарному человеку, уже 65 лет – на вид ему и пятидесяти не дашь. Так хорошо выглядят, как правило, высокопрофессиональные, творческие, честные, живущие по правде люди. Именно таким человеком Титлов и является.
Плюс ко всему он чрезвычайно скромен: добившись стольких достижений со своими питомцами в спорте, в техническом творчестве, в изобретательстве (аналогов этому нет во всей России), он не имеет никаких званий и наград. Отмахивается и отшучивается: не для себя старался, а для ребят, для клуба. Да и рекорды своих подопечных он рассматривает не как самоцель, а как средство воспитания, становления их как граждан – патриотов страны, обладающих тоже большим запасом прочности в дальнейшей их, уже взрослой жизни.
Юрий СЕРГЕЕВ.