Недавно первый вице-премьер России Владимир Яковлев неожиданно признался, что жилищно-коммунальная реформа в нашей стране еще не начиналась. Большая часть населения и не сомневается в этом, ощущая признаки преобразований лишь в повышении тарифов на предоставляемые ЖК-услуги, а отнюдь не в улучшении их качества.
Непреодолимый барьер
По мнению признанного эксперта в области ЖКХ, одного из разработчиков экономической модели реформирования отрасли (известного эксперимента, в котором участвует и Казань) – директора направления “Городское хозяйство” российского Фонда “Институт экономики города” Сергея Сиваева, сегодня в большинстве субъектов Федерации жилищно-коммунальная сфера является социальным банкротом. Так что об экономических отношениях в отрасли говорить пока не приходится – она до сих пор работает на основе административного регулирования.
Главным путем выхода из тупиковой ситуации С.Сиваев считает привлечение в отрасль частника. Но потенциальные возможности для прихода бизнеса в ЖК-сферу сегодня используются крайне плохо. В принципе, обслуживанием жилищного фонда на основе договора подряда предприниматели уже занимаются. Но остаются на плаву немногие из них, лишь те, кому чудесным образом удается преодолевать чиновничьи препоны.
А вот к управлению жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой частников практически не подпускают. Большая часть ЖК-сектора – это муниципальные унитарные или государственные унитарные предприятия, которые являются самым высоким административным барьером и не позволяют реально сформировать отношения между властью и частным бизнесом в сфере управления объектами ЖКХ. Так что частнику пока дозволяется выполнять небольшие ремесленные работы, а полноправными управленцами остаются все те же чиновники от ЖКХ. Однако на прошедшем в августе прошлого года Совете безопасности республики Президент Минтимер Шаймиев однозначно заявил, что с приходом частников в ЖКХ не должно быть государственных управляющих компаний-посредников.
Увы, к сожалению, они остаются. Дискредитировав себя за многие десятилетия и лишь постоянно меняя вывески (ПТЖХ, КУП, МУП, ДЕЗ, РЖУ…), они продолжают вести застойную политику, направленную не столько на повышение качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, сколько на выдавливание частника из данной сферы экономики. И это вполне объяснимо: предприниматели, которых нелегкая занесла в эту отрасль, доказали, что госпосредники, получающие немалую зарплату, вовсе не нужны, а если от них избавиться, то можно культурно обслуживать жильцов, притом не повышая тарифы на ЖК-услуги.
Вот и получается, что успех реформирования “островка социализма”, коим является ЖКХ, зависит даже не от экономической ситуации и политической воли руководства республики, а от действий или бездействия конкретных чиновников.
За нами наблюдают
О том, как приходилось выживать самым именитым татарстанским предпринимателям в сфере ЖКХ, к примеру, руководителям казанских ООО “Инстрой” и частной подрядной организации Владимиру Андрееву и Каусарии Матросовой, можно писать прямо-таки детективные романы. Этими людьми чиновники от ЖКХ поначалу отчитывались перед вышестоящими структурами, называя их первопроходцами реформ. А потом поняли, что бизнесмены представляют реальную угрозу забюрокраченным представителям отрасли, поскольку составляют им конкуренцию. Жильцы в конце концов распознали, кто может быть настоящим хозяином положения, заботящимся о них (уж, конечно, не жилконторы с постоянно меняющимися вывесками). Мы говорим о настоящих предпринимателях-профессионалах, а не о тех, кого в одночасье волевым решением сделали бизнесменами, объявив, что отныне какая-либо территория (или даже город, как, например, Нижнекамск) полностью обслуживается частными фирмами…
Дело нижнекамского предпринимателя Иосифа Лифшица – это уже особая история, которая обсуждалась на международном семинаре “Проблемы управления жилым фондом”, прошедшем 23-25 ноября минувшего года в Москве. В семинаре, организованном Госстроем России и Европейской экономической комиссией ООН, участвовали 227 представителей из 33 субъектов Российской Федерации, шести стран СНГ и 12 стран региона ЕЭК ООН. Участники мероприятия прониклись проблемами, с которыми столкнулся татарстанский предприниматель, и выразили серьезную озабоченность…
Обнадеживающие обещания
Начиналось все очень неплохо, можно сказать, на мажорной ноте. Были указы Президента РТ о содействии развитию малого бизнеса и поддержке предпринимательства, о демонополизации и создании конкурентной среды в сфере ЖКХ. Главы местных администраций выпустили соответствующие постановления, в том числе и глава Нижнекамска и Нижнекамского района Ильсур Метшин. В апреле 2001 года в Нижнекамске по инициативе местной администрации, Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ провели первый республиканский конкурс по внедрению частной инициативы в жилищно-коммунальное хозяйство. Руководителем конкурса был известный новатор в сфере ЖКХ, директор ООО “Инстрой” Владимир Андреев. Победителем стал предприниматель из Казани Иосиф Лифшиц, инженер-строитель по образованию, знающий о проблемах строительства и ЖКХ не понаслышке.
В июне того же года И.Лифшиц создал первое в республике частное предприятие по обслуживанию жилых домов и придомовых территорий – ООО “ЧЖЭУ №4”. Как утверждает В.Андреев, по условиям конкурса предполагалось минимальное участие государства (то есть чиновников) в управлении частным ЖЭУ. Поэтому с целью улучшения обслуживания жилого фонда планировалось передать его в доверительное управление выигравшему состязание предпринимателю, чтобы полностью децентрализовать существующую систему управления, распоряжения имуществом и финансами. И освободиться от посредника. Выполнение капремонта жилых домов также должно было быть в ведении частника-победителя.
В общем, предпринимателю была обещана всяческая поддержка – знай не ленись, работай, окультуривай переданную тебе епархию. Но, как оказалось, обещаниям чиновников – грош цена.
Начало конца
В награду за победу в конкурсе И.Лифшиц получил 58 самых старых в Нижнекамске домов – ровесников города (общей площадью 180 тысяч квадратных метров), в которых проживают в основном первостроители, пенсионеры, участники войны. КУП “Комитет по управлению жилищно-коммунальным хозяйством” (городской монополист-управленец) Нижнекамска заключил с ЧЖЭУ №4 договор на обслуживание этих жилых зданий сроком на один год. И все десятилетиями копившиеся проблемы больного ЖКХ обрушились на частника: мол, дерзай, но как хочешь реанимируй полуветхие строения, не ремонтировавшиеся Бог весть сколько лет. В принципе, Лифшиц и не рассчитывал на “манну небесную”, поэтому засучил рукава, выложил из собственного кармана не одну тысячу долларов и принялся латать самые аварийные места. К тому же занялся благоустройством и озеленением дворов, в результате чего ЧЖЭУ №4 уже в первый год существования стало победителем нескольких городских конкурсов на лучшего дворника, лучший двор, лучшее озеленение.
Правда, по словам директора ЧЖЭУ, руководство КУП “КУЖКХ” не сочло нужным поздравить передовых работников частного предприятия и вручить им положенные по условиям конкурсов премии.
И с этих, казалось бы, мелочей началась дискриминация первого в республике частного ЖЭУ. О доверительном управлении чиновники забыли напрочь (а зачем им упускать из рук финансовые и материальные ресурсы?). ЧЖЭУ №4 стало единственным в Нижнекамске жилищным предприятием, которому не были выделены средства на зарплату и налоги за сентябрь и третий квартал 2001 года (практически в самом начале деятельности ЧЖЭУ). Об этом вопиющем факте сам председатель КУЖКХ Т.Хусаинов напомнил заместителю главы администрации Нижнекамского района и Нижнекамска И.Минкину (куратору ЖКХ), сообщив, что по налогам и зарплате ЧЖЭУ №4 недополучило почти 720 тысяч рублей, а выпадающие доходы по льготникам составили свыше 550 тысяч. Администрация не отреагировала.
Как мы уже сказали, предпринимателю достались старейшие в городе дома. Городская централизованная аварийно-диспетчерская служба не справлялась со всеми заявками, поступающими от их жителей. Поэтому Лифшиц создал собственную АДС, которая круглосуточно выполняла сантехнические и электротехнические работы. Для этого приобрел производственную базу и самую необходимую технику – на деньги, полученные за выполненный капитальный ремонт жилого фонда. Удивительно, но в первый год работы частнику выделили определенную сумму на капремонт.
Чтобы заработать дополнительные средства, коллектив предприятия занялся и квартирным ремонтом – благо специалисты в ЖЭУ подобрались первоклассные. Причем льготным категориям граждан услуга обходилась в полцены или вообще бесплатно. В общем, население отчасти вздохнуло спокойно. А для его вовлечения в управление жилым фондом и для совместного решения жилищно-коммунальных проблем Лифшиц создал Ассоциацию товариществ собственников жилья. Предпринимателя поддержали и председатели домовых комитетов, советов местных самоуправлений трех микрорайонов, входивших в его епархию, городские депутаты. И по итогам 2002 года коллектив ЧЖЭУ №4 стал победителем всероссийского конкурса на лучшую организацию сферы ЖКХ по эффективности работы в новых экономических условиях, проведенного Госстроем России.
Могущественный Суханов
В первой половине 2002 года в системе управления ЖКХ Нижнекамска произошли изменения: вместо отягощенного долгами КУП “КУЖКХ” была создана новая структура – ГУ “ДЕЗ” (Государственное учреждение “Дирекция единого заказчика”, начавшее свою деятельность с “чистого листа”). В каком месте Иосиф Лифшиц пересек дорогу начальнику ДЕЗ Виктору Суханову – тайна, покрытая мраком. Но, похоже, Суханов задался целью – покончить с частным ЖЭУ. Для начала навязал предпринимателю живодерский договор, в котором отсутствовал даже такой существенный элемент, как смета доходов и расходов. Сократил и без того скромный бюджет ЧЖЭУ. Практически отстранил от выполнения капремонта его коллектив, отдав эту работу другим организациям, которые не несут ответственности перед жильцами за эксплуатацию жилого фонда. Общеизвестно, что капитальный ремонт – дело доходное. Но выполнять его стали сторонние подрядчики, а недоделки устранял персонал ЧЖЭУ №4.
Буквально после победы предприятия в вышеупомянутом всероссийском конкурсе начальник ДЕЗ прислал директору ЧЖЭУ письмо, в котором уведомил, что 30 июня 2003 года действие договора заканчивается и продлять его с частником монополист не намерен: мол, будет проведен другой конкурс на право обслуживания данных микрорайонов и с его победителем будет заключен договор. Возмущенная общественность в лице председателей СМС, домовых комитетов, а также нижнекамские депутаты направили в ДЕЗ и администрацию города петицию, где назвали поступок Суханова совершенно необъяснимым, а заключение договора на обслуживание жилого фонда сроком на один год – недопустимым. Этот период должен определяться как минимум тремя-пятью годами.
В результате В.Суханов вынужден был провести общее собрание руководства дирекции, коллектива ЧЖЭУ №4, председателей СМС и домкомов, жителей обслуживаемых частником микрорайонов. Но при этом пытался сыграть на задержке зарплаты работникам ЧЖЭУ, тем самым настроить всех против директора предприятия. Но прогадал: и коллектив, и население, и общественность встали на сторону предпринимателя, поддержав проводимые им преобразования. Под натиском народа Суханов вынужден был объявить, что передаст все обслуживаемые частным предприятием дома в доверительное управление ЧЖЭУ №4. Однако на следующий день он передумал – отказался от своего обещания. Взамен лишь продлил договор сначала на три месяца, затем еще на месяц, до 30 октября (правильно, ведь кто-то должен подготовить жилой фонд к отопительному сезону).
Все средства хороши?
Как известно, лучшее средство для привлечения на предприятие инспектирующего органа – это анонимное письмо. Таковое от имени якобы работника ЧЖЭУ №4, недовольного задержкой зарплаты, в дирекции появилось. Хотя действующим законодательством не приветствуется рассмотрение таких бумаг, Сухановым это еще как приветствуется. В частное ЖЭУ пошли контролеры. Однако ДЕЗ от этого не выиграл. Скорее, наоборот.
К примеру, в акте проверки, проведенной главным государственным инспектором труда в Татарстане (по правовым вопросам) Л.Никишиной с участием старшего помощника прокурора Нижнекамска и Нижнекамского района Л.Садыковой, значится, что “задолженность по выплате заработной платы вызвана неправильным планированием финансовой деятельности со стороны заказчиков – КУП “КУЖКХ” и ГУ “ДЕЗ”. Частное предприятие не имеет возможности самостоятельно планировать и согласовывать свой бюджет с администрацией Нижнекамска и Минстройархжилкомхозом РТ. Недофинансирование ЧЖЭУ №4, согласно нормативам обслуживания закрепленного за ним жилого фонда, за период с 28 июня 2001 года до 1 июля 2003 года составляет свыше 9 миллионов рублей…” Причем большую часть этой суммы ЧЖЭУ недополучило за время действия договора с ДЕЗ.
Таким образом, налицо официальный вердикт, кто виноват в нестабильной оплате труда – уж никак не предприниматель. Как раз работа администрации ЧЖЭУ по соблюдению законодательства об оплате труда и погашению задолженности по зарплате признана достаточной.
Или еще. В заключении, подписанном главным государственным санитарным врачом по Нижнекамскому району и Нижнекамску, санитарное состояние кварталов, обслуживаемых ЧЖЭУ №4, оценено на “отлично”. Хорошую оценку техническому состоянию жилищного фонда дали и специалисты Нижнекамской зональной жилищной инспекции…
Все это в прошлом. Многочисленные обращения населения, местной общественности, коллектива ЧЖЭУ и его директора в различные инстанции (от ДЕЗ, Нижнекамской администрации, Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ до самых высоких) не привели ни к каким результатам. Прекратить произвол дирекции пока никто не смог (или не захотел). 30 октября Дирекция единого заказчика в одностороннем порядке прервала договорные отношения с ЧЖЭУ №4, его администрацию выставила из занимаемого помещения. Без объявления соответствующего конкурса создало новое предприятие – ООО “ПЖКХ-4”, которое возглавила инженер ДЕЗ М.Алиакберова…
Так “ушли” первого в сфере ЖКХ республики частника. Мнение населения и коллектива ЖЭУ в расчет не приняли. Спрашивается: для кого тогда проводится жилищно-коммунальная реформа? В чем секрет могущества Суханова? И пойдут ли в ЖК-отрасль предприниматели (настоящие, а не липовые)?