Налоговые проверки – явления, затрагивающие каждую организацию, занимающуюся предпринимательством. Налоговые органы наделены широкими полномочиями, но иногда злоупотребляют ими. Хотя законодательством установлены и ограничения прав налоговиков. И об этом необходимо знать.
Проверки, проводимые налоговыми органами, в зависимости от места их проведения подразделяются на так называемые камеральные и выездные. Камеральные проверки проводятся не дольше трех месяцев в самой инспекции, как правило, после подачи декларации.
Если камеральные проверки – дело обычное, то выездные возможны только по мотивированному решению руководителя налогового органа. Их срок на практике может составить намного более двух месяцев, указанных в Налоговом кодексе. При наличии у организации филиалов или представительств к этому сроку добавляется по месяцу на каждую из “дочек”. Общий срок может быть продлен еще на месяц вышестоящим налоговым органом, при этом в данный период не включаются время фактического отсутствия проверяющих на территории налогоплательщика и время между вручением требования о предоставлении документов и их фактическим предоставлением. Поэтому при желании можно парализовать работу предприятия надолго, тем более что не исключены и повторные проверки.
Правда, возможна лишь одна повторная выездная проверка в течение одного календарного года по одним и тем же налогам за тот же период, независимо от времени проведения предыдущих, и лишь в двух случаях: при ликвидации или реорганизации предприятия, а также по настоянию вышестоящего налогового органа в порядке контроля за проверяющими.
Выездные налоговые проверки должны проводиться с соблюдением всех процессуальных правил. На территорию, в помещения налогоплательщика проверяющие входят с предъявлением служебных удостоверений и решения своего руководителя о проведении выездной проверки. В случае воспрепятствования их доступу руководитель проверяющей группы составляет акт, в соответствии с которым налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии с ними. Необходимо напомнить, что доступ в жилые помещения без согласия проживающего возможен только при крайней необходимости или по разрешению суда.
При проведении выездных проверок налоговые инспекторы могут с участием понятых проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, обследование его помещений и территорий, непосредственно используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.
Проверяться могут операции только за последние три года. При проведении проверок инспектор вправе востребовать только те документы, которые непосредственно касаются проверяемых налогов за проверяемый период. В требовании о предоставлении документов должен быть указан их конкретный перечень, поскольку за непредоставление в пятидневный срок заверенной копии каждого из них предусмотрена санкция. В случае отказа от предоставления требуемых документов или при сомнениях в их сохранности проверяющие производят их принудительную выемку в присутствии понятых, причем имеют полное право вскрывать двери и замки, избегая излишних повреждений.
Все действия должны фиксироваться в протоколах, проверяемое лицо имеет право присутствовать при их составлении, вносить замечания, получать заверенные копии документов, заявлять отвод приглашаемым экспертам и специалистам, при необходимости требовать переводчика, отказываться от подписи (в этом случае в акте делается специальная отметка).
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем налогового органа, и ни в коем случае не в ночное время. Проверяющим составляется акт о выемке, в котором должна быть обоснована ее необходимость и приведен перечень изымаемых документов. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика. По общему правилу изымаются заверенные копии, но в исключительных случаях допускается изъятие и подлинников с предоставлением заверенных проверяющим копий – не позднее пяти дней после выемки.
Налоговые органы обязаны соблюдать коммерческую тайну (за исключением сведений, разглашенных с согласия налогоплательщика либо предоставляемых в другие государства, а также сведений о его ИНН и о нарушении им законодательства) и не имеют права разглашать полученные сведения.
По окончании всех мероприятий проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются ее предмет и сроки проведения, и под расписку вручает налогоплательщику. По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки должен быть составлен акт налоговой проверки, который вручается налогоплательщику под расписку или направляется по почте заказным письмом (датой вручения считается шестой день, начиная с даты отправки послания).
В случае несогласия с актом налогоплательщик в двухнедельный срок со дня его получения вправе представить письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по нему с приложением обосновывающих документов. По истечении этого срока в течение не более 14 дней руководитель налогового органа рассматривает акт и материалы проверки в присутствии заранее извещенного налогоплательщика (но его неявка не препятствует рассмотрению). При выявлении налоговых нарушений на основании вынесенного им решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени и, при наличии оснований, возбуждается административное или уголовное производство. Соответствующий налоговый орган предлагает налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции, а в случае его несогласия обращается с исковым заявлением в суд.
Обжаловать действия проверяющих можно их начальнику или в вышестоящий налоговый орган. Жалоба с приложением обосновывающих ее документов подается в письменной форме в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Подавший жалобу может ее отозвать до принятия по ней решения, но это лишит его возможности повторного обращения в вышестоящий налоговый орган. Решение по жалобе принимается в течение двух месяцев и в течение трех дней доводится до сведения подавшего в письменной форме. Все это время обжалуемые акты, протоколы или постановления будут действовать.
Судебное обжалование актов возможно (в такие же сроки) независимо от обращения в вышестоящий налоговый орган путем подачи искового заявления в арбитражный суд (организациями и индивидуальными предпринимателями) или в суд общей юрисдикции (физическими лицами). Срок фактического получения решения в данном случае еще больше, взимается госпошлина, но шанс на удовлетворение жалобы выше, чем при обжаловании в налоговый орган. Лучше использовать оба способа одновременно и при удовлетворении жалобы в одной из инстанций отозвать ее из другой.
Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности, вплоть до уголовной.
Андрей ГРИБАНОВ.
Специалист группы консалтинговых компаний “Татконсалт”.
(Юридическая фирма “ЮрИнфо”).