Если бы Нина Буханова взялась за книгу своих воспоминаний, она бы была очень востребованной. И не только из-за актуальности темы. Но и благодаря яркому, образному языку. По крайней мере, как с улыбкой признается Нина Федоровна, он позволяет ее мыслям и идеям достучаться до любого сердца. Ровно 12 лет назад она первой в республике начала опыт по созданию в Нижнекамске центра реабилитации детей-инвалидов. Сегодня выросший из детского сада центр приобрел статус республиканского и фактически включает в себя четыре взаимосвязанных учреждения. Объединенные общей целью, они, тем не менее, выполняют каждый свою задачу. При необходимости пересекаясь или действуя как одно целое. Директор Нижнекамского центра “Надежда” Нина Буханова рассказывает:
– Лечение и обучение детей-инвалидов лишь одна из задач, которую мы перед собой ставим. Другая, не менее важная, связана с предупреждением детской инвалидности, которая, увы, прогрессирует, и не только в Нижнекамске. Мы стали участниками республиканского конкурса “Общественная инициатива-2002”, выступив с проектом “Повышение роли государственных структур, семьи и общественности в ранней профилактике детской инвалидности”. Проект занял первое место, и центр получил грант в размере 150 тысяч рублей. Став, таким образом, на 2003 год экспериментальным полигоном для отработки целостной системы ранней диагностики и ранней коррекционной помощи детям группы риска по психоневрологической патологии.
С ноября 2002 года по июль 2003-го городскими специалистами были обследованы все дети, появившиеся на свет в нижнекамском роддоме. И выяснилось, что около 85 процентов из них выписываются из роддома с неврологическими проявлениями разной степени тяжести. Из них почти четверть имеют выраженную неврологическую патологию и нуждаются в детальном обследовании, регулярном наблюдении и длительном лечении. Дети этой группы были переведены в неонатальный центр детской городской больницы. Затем часть из них осталась под наблюдением невролога в кабинете диспансеризации, а наиболее тяжелые, как и в предыдущие годы, для проведения комплекса реабилитационных мероприятий направлялись в “отделение раннего вмешательства” центра “Надежда”.
Главной задачей проекта была отработка системного подхода к вопросу профилактики детской инвалидности. Проще говоря, мы хотели показать, как это должно происходить в идеале. В своей работе специалисты “Надежды” опирались на уникальный опыт немецкого детского врача и педагога Теодора Хельбрюгге – автора нетрадиционной концепции медико-социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями. Суть его методики в том, что центр тяжести ранней терапевтической помощи переносится в родительский дом. Специалисты же (педиатры, неврологи, дефектологи) осуществляют подробную и многопрофильную диагностику состояния ребенка, составляют индивидуальный план реабилитации, который затем отрабатывается с родителями и продолжается дома.
– Нина Федоровна, на первом месте по значимости в данной системе стоит, получается, семья. Она может сработать на все сто процентов, и тогда результат будет впечатляющим, или просто не сработать. Поэтому вопрос: семья готова к решению этой проблемы?
– К сожалению, далеко не всегда. Так, в ходе реализации проекта наши специалисты проводили анкетирование среди беременных в женской консультации, родильном доме, а также молодых мам в “кабинетах здорового ребенка”. 83 процента опрошенных были в возрасте от 20 до 30 лет, 60 процентов ждали или имели первого ребенка. 98 процентов, несмотря на наличие острых и хронических заболеваний у себя, нарушений в течение беременности и родов, были ориентированы на рождение абсолютно здорового ребенка. Конечно, мы все этого хотим. Но статистика, к сожалению, дает другие цифры. Тем не менее наиболее частыми трудностями на первом году опрошенные считали отставание в весе, росте, проблемы вскармливания, проявление острых заболеваний. Только одну будущую маму из всех, прошедших анкетирование, беспокоило нервно-психическое развитие будущего ребенка и его умственные способности в дальнейшем.
Поэтому одним из ведущих направлений мы считаем обучение молодых мам, не обладающих знаниями возрастных норм нейропсихического развития ребенка. В ближайшее время намерены заявить в качестве платной услуги “Школу молодого родителя”. В ней в выходные дни наши специалисты будут обучать родителей правильному воспитанию детей в плане ранней профилактики тех или иных заболеваний. Здесь они смогут получить медицинскую, психолого-педагогическую помощь по диагностике психического развития, содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания и домашнего режима, налаживанию взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи и так далее. В рамках проекта, кстати, у нас эта “школа” была опробована на бесплатной основе. Ее действие вкупе с реабилитационными мерами позволило уже к шести месяцам снять с учета 25 процентов детей, имевших неврологическую симптоматику легкой и средней тяжести.
– Когда я была в вашем центре, поймала себя на мысли, что попала в отдельно существующий мир, где все заняты общим делом. Причем взрослые обучают детей, а дети – взрослых…
– Это действительно так. Вы видели срез ежедневного кропотливого труда, скрытого за сухими цифрами статистики. К нам в центр попадают дети, у которых, если им не помочь, нет будущего. Общество не готово принять их. Хотя, надо сказать, в нашей республике система учреждений, занимающихся детьми-инвалидами, выстроена очень неплохо. Много сделано в направлении медицинской профилактики детской инвалидности. Но, на мой взгляд, люди, формирующие политику отношения к детям-инвалидам, не совсем правильно воспринимают проблему их обучения. Так, разработчики индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (в основном это врачи) заимствовали многое из программы реабилитации взрослых инвалидов, без учета возрастной психологии. Наш опыт показывает, что при реабилитации ребенка-инвалида нельзя сбрасывать со счетов, что его мозг еще развивается, а значит, необходимо делать упор на его развитии, обучении. У нас в центре есть девочка, которая пишет стихи. Она, кстати, недавно вернулась с республиканского конкурса, где заняла второе место. Сейчас она учится по программе общеобразовательной школы, а было время, когда мы думали, что при количестве ее дефектов она и коррекционную школу не осилит.
Та же картина и с другими воспитанниками центра. Сейчас они рисуют, поют, танцуют, участвуют в соревнованиях КВН, я не говорю уже об учебе. Хотя мы берем очень тяжелых детей, когда видим, что можем им помочь. Так как знаем, что общеобразовательная школа в нашей стране, к сожалению, не готова это сделать. В то же время во всем мире сейчас практикуется интегрированное обучение в массовых школах, при котором детям-инвалидам создаются условия, чтобы на равных с другими получить образование. Это долгий путь, по которому наше общество должно пройти, если оно хочет называться гуманным.
Беседовала