И добровольно сделал шаг вперед…

Когда летом 1942 года Рифката Гайнуллина призвали на фронт, было ему восемнадцать.

Когда летом 1942 года Рифката Гайнуллина призвали на фронт, было ему восемнадцать. В запасном полку во Владимире выучился на минометчика и в начале 1943-го, в разгар подготовки наступления на Курской дуге, оказался в боевой части под курским городком Рыльском. Помнится, старший лейтенант Данилов выстроил новобранцев, огласил список их пофамильно и предложил: “Кто желает служить в разведке – шаг вперед”. Из строя шагнули Гайнуллин и еще два добровольца. Поскольку у каждого из них уже была винтовка, то они подумали, что сей же час отправятся на боевое задание. Но парней зачислили в разведвзвод полка и две-три недели учили азам избранной специализации, прежде чем отправить под опекой опытных разведчиков на первое задание…


Как потом окажется, этих заданий, специальных или обычных, сверхсекретных или не очень, на долю Рифката выпадет достаточное количество. В общей сложности полковой разведчик Гайнуллин девять раз ходил в тыл врага, где провел более 150 суток, а линию фронта, стало быть, пересек восемнадцать раз, доставив при этом шесть “языков”. Цифры сами по себе вроде бы невелики, но ведь каждый переход за линию фронта обязательно сопряжен с риском и опасностью, подстерегающей на каждом шагу! Недаром на груди командира взвода разведчиков старшего сержанта Рифката Гайнуллина к концу войны сияли три ордена Славы.


Самый первый из них – третьей степени – он получил за участие в подготовке наступательной операции наших войск по освобождению левобережной Украины. Разведчик-стрелок разведотдела 60-й армии рядовой Гайнуллин вместе с товарищами, находясь в тылу врага под Радомышлем Житомирской области в течение почти месяца, собирал и передавал на командный пункт сведения о расположении и перемещениях немецких частей.


В памяти ветерана в подробностях живет такой эпизод тех далеких дней. Разведгруппа из шести человек, переодетых в немецкую форму, вышла вечером из прифронтового хутора с целью углубиться в тыл к немцам. Когда стали пересекать широкое шоссе, из-за поворота показалась машина с горящими фарами. Вот она поравнялась с разведчиками. Увидев, что в машине только шофер, они вмиг обступили ее и, угрожая водителю оружием, остановили. Тот, оказавшийся украинцем, сказал, что машина принадлежит начальнику полевой жандармерии. Нашим ничего не оставалось, как, воспользовавшись столь удачным обстоятельством, проехаться с “инспекционной” целью по окрестным селам и хуторам на предмет выявления там частей противника. И все получилось наилучшим образом!


Другой памятный эпизод связан с получением Гайнуллиным в виде поощрения десятидневного отпуска с побывкой на родине. В апреле 1944 года их полк стоял под Тарнополем. Бои временно прекратились. Весна в разгаре, вокруг нежно зеленеют луга, лес. Красота такая, какую видел Рифкат с детства только в своей родной агрызской деревне Варзи. Разведчики, не теряя даром времени, затеяли попариться во фронтовой брезентовой баньке. А тут приспел закадычный фронтовой друг Гайнуллина Гриша Ярошенко с вестью, что того вызывает к себе начальник разведотдела армии полковник Козырев. “С чего бы я ему срочно понадобился?” – обеспокоенно задавался вопросом разведчик.


Оказалось, что командир решил наградить его побывкой на родине. Так в начале мая 1944 года Рифкат неожиданно для всех оказался в родном Варзи. В один из этих дней он увидел на деревенской улице молодую учительницу Зайтуну Хазееву и вмиг влюбился, да так крепко, что вот уже более полувека они живут вместе, вырастив троих детей и пестуя сегодня многочисленных внуков. Но дома Рифкат сумел побыть тогда только шесть дней из десяти отпущенных – не мог больше выдержать расспросов и взглядов со слезами односельчан, подавляющее большинство которых в то время составляли вдовы да солдатки… Вернулся досрочно в часть с решимостью бить врага крепче.


Что касается второго ордена Славы – второй степени, дело было так. Полк готовился к штурму железнодорожного узла Дембица, что на территории Польши. Разведка работала напряженно, занимаясь сбором сведений о передвижении немцев по шоссейным и железным дорогам, о составе и численности резервов. В течение двух недель Гайнуллин с группой бойцов проделал рейд по тылам врага, исправно передавая командованию оперативные данные. Видимо, сведения оказались своевременными и полезными, коль командование решило поощрить разведчиков за эту операцию боевыми наградами.


Февраль сорок пятого. 1089-й полк готовится к форсированию Одера. Разведчикам дается задание: найти наиболее удобное для переправы наших войск место, нанести на карту расположение немецких частей, выявить места концентрации тяжелой артиллерии, танков противника. Гайнуллин с товарищами под видом польских жителей, тем более, что с ними была девушка – радистка Аня, отправились в опасный рейд. Передвигались как можно скрытнее под покровом темноты, запоминая места переправы техники, наличие паромов и сооружаемых понтонов. Собранные разведданные помогли нашей авиации успешно бомбить вражеские переправы и скопления войск и техники. За участие в этой операции старший сержант Гайнуллин наряду с другими и был удостоен третьего ордена солдатской Славы.


Май сорок пятого года он встретил опять-таки во вражеском тылу за боевой работой. Разведчики по рации получили долгожданную весть о капитуляции фашистской Германии и награждении их орденом Красного Знамени.


После этого Рифкат Гайнуллин еще два года оставался в боевом строю: обучал в учебном батальоне сержантский состав, служил в составе советской военной администрации в одном из городов Германии. Лишь в 1947-м вернулся в Варзи, где его ждали любимые Зайтуна, мать и вернувшийся искалеченным с фронта отец. Сдав экстерном экзамены за среднюю школу, Рифкат Хайруллович вел пропагандистскую работу, заочно окончил сначала вуз, потом аспирантуру. И в течение четверти века преподавал в Елабужском педагогическом институте. С 1989 года живет в Нижнекамске.


Он частый гость в учебных заведениях, на предприятиях. Встречаясь с молодежью, ветеран войны, член общественной организации “Герои Татарстана”, полный кавалер ордена солдатской Славы увлеченно беседует с нею о смысле и предназначении жизни, ненавязчиво внушает мысль о том, как важно и необходимо каждому человеку беречь честь смолоду.


Наглядный пример тому – жизнь самого ветерана, отмечающего в эти дни свое восьмидесятилетие. Рифкат Хайруллович, поздравляем от души и говорим вам: так держать и дальше!


Вера ИВАНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще