“И мне тоже за державу обидно”,- заявил при встрече Анатолий Андрианович Кузин, как бы возвращаясь к моему апрельскому 2003 года материалу о необычных судах тримаранах и их изобретателе Станиславе Руденко (статья называлась “За державу обидно!”). Мой собеседник – словно брат-близнец героя того материала. И Руденко, и Кузин – конструкторы, авторы изобретений, аналогов которым нет в мире. Станислав Александрович Руденко изобрел тримаран, Анатолий Андрианович Кузин – механическую лестницу (рассказ о ней впереди). Наши герои шагнули в пенсионный возраст, но не желают мириться с суровой действительностью – они стучатся в любые двери, чтобы рано или поздно увидеть, что их идеи воплощены в жизнь.
Руденко и Кузин живут в одном городе – в Зеленодольске (воздух что ли там такой, что в головах рождаются светлые идеи?), да и работали, можно сказать, по соседству: Станислав Александрович и по сей день трудится в конструкторском бюро, а Анатолий Андрианович до ухода на пенсию занимал пост главного конструктора Зеленодольского фанерного завода. Обоим небезразлична судьба страны, потому-то они с горечью вздыхают: “За державу обидно!” Если бы удалось реализовать хотя бы часть тех идей, разработок наших конструкторов, ученых, до которых никак руки не дойдут, никто бы не догнал и не перегнал нашу страну в области технического прогресса. Пока же мы покупаем зарубежные технологии, а потом хвастаемся, что таким производствам нет аналогов в России. Зато в мире нет аналогов, например, механической лестницы, которую изобрел конструктор Анатолий Кузин.
Он всегда что-то изобретал – дома, на работе, в общественном транспорте, даже за праздничным столом в ожидании гостей. Например, одно из его изобретений – эксцентриковый шатун (важнейшая деталь его уникальной лестницы) был придуман Анатолием Андриановичем в собственный день рождения. Голова конструктора не желала отдыхать даже в знаменательный день. А вообще-то Кузин имеет 12 авторских свидетельств, два патента, на подходе – еще один. Пять свидетельств в той или иной мере связаны с механической лестницей.
Лестницу можно использовать как лифт, фуникулер, эскалатор, приспособление для поднятия грузов. Она бесшумна и безопасна, потребляет электроэнергии в несколько раз меньше, чем самый дешевый лифт. Механизм прекрасно вписывается в проекты жилых домов. Лестницу несложно производить и эксплуатировать. Сложно другое – пробить чиновничьи барьеры, заставить ответственных работников вникнуть в суть проблемы.
В неподвижном состоянии механическая лестница ничем не отличается от обычных. Но стоит на нее встать человеку – и… ступени побежали. Визуально бегут все ступени, но на самом деле одни из них подвижные (нечетные), другие неподвижные (четные). Ступени закреплены на подвижных маршевых рамах, каждая из которых взаимно уравновешена. Обязательное условие для работы лестницы – два потока пассажиров. Один поднимается, другой спускается. Потоки как бы работают друг на друга: спускающиеся люди (или грузы) поднимают тех, кто желает взобраться наверх. Такое вот совпадение интересов.
Когда технари вникают в суть конструкции лестницы, они первым делом восклицают: да это же совсем просто, почему до этого никто не додумался раньше? Но дальше восклицаний дело почему-то не идет. Анатолий Андрианович обивал пороги многих высоких кабинетов и в основном получал вежливые отказы. Правда, бывали в его жизни светлые моменты, когда дело вроде бы сдвигалось с мертвой точки: профильные министерства начинали шевелиться и всерьез задумывались о строительстве опытного образца, даже выделяли деньги. Но довести дело до конца мешали… случайности. То расформировывали министерства, то их сливали, а заинтересованные лица оказывались не у дел. Приходилось начинать все сначала, вести переговоры с новыми начальниками, а у тех были свои проблемы…
Писал Кузин и Президенту республики. Письмо прошло по ступеням чиновничьей лестницы, и в конце концов оказалось на КамАЗе. Специалисты Минэкономпрома РТ попро-сили автомобилестроителей дать свое заключение о возможности использования главного элемента лестницы (эксцентрикового шатуна) в промышленности. Тамошние конструкторы ответили: изобретение, может быть, и хорошее, но вот одна деталь, и один момент (я умышленно избегаю техницизмов) вызывают сомнение… “А у меня в шатуне нет такой детали”, – разводит руками Кузин. Выходит, эксперты и не разобрались в предложении. Или не хотели.
А ведь, казалось бы, чего проще – собрать опытный образец и установить лестницу в одном из таких мест, где люди десятки раз в день скачут по этажам, да еще и с грузами. Вреда от этого не будет – одна польза. Для таких эффективных разработок, вернее для их реализации, и существуют фонд НИОКР, инновационные фонды, за эту идею мог бы ухватиться и фонд поддержки предпринимательства. Если игра стоит свеч, представляете, сколько будет заказов?
Анатолий Андрианович не сдается. Он верит, что рано или поздно его детище удастся сделать явью, что чертежи оживут, и измученные жильцы многоэтажек перестанут сетовать на неработающие лифты: ведь есть механическая лестница. Пока же Кузин честно поддерживает чистоту своих патентов, исправно перечисляя соответствующим организациям средства из своей небольшой пенсии.