День защиты прав человека, отмечаемый 10 декабря, в ознаменование которого и состоялась “Прямая связь” читателей газеты с Уполномоченным по правам человека в РТ Рашитом Вагизовым, не “красный день календаря”, поэтому не мудрено, что о нем знают не все. Но он особенный для правозащитников. 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека.
Международному документу, закрепившему перечень основных прав и свобод личности, исполнилось 55 лет. Его влияние на национальные законодательства бесспорно. Именно на основе Всеобщей декларации прав человека разработаны конституции Российской Федерации и Республики Татарстан.
В конце декабря предполагается встреча Уполномоченного по правам человека в РТ с представителем Комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблеса. Ее цель – обсудить возможности формирования федеральной правовой базы для института уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Отсутствие таковой очень беспокоит европейское сообщество омбудсменов (так в Европе принято называть правозащитников).
Уполномоченный по правам человека в РТ Рашит Вагизов – юрист-международник. Он был экспертом Конституции РТ на предмет соответствия ее международным нормам в области прав и свобод человека. В свое время разработал проект второго раздела нового Основного Закона – “Права, свободы и обязанности гражданина”, который соответствует международным и европейским правовым нормам.
Не все дороги ведут в Страсбург
Первый вопрос, заданный Р.Вагизову по линии “Прямой связи”, касался Европейского суда в Страсбурге. Студенты института государственной службы при Президенте РТ спросили, есть ли прецеденты обращения в этот суд граждан Татарстана.
– Европейский суд не разделяет дела по регионам России,- сказал Рашит Гаязович. – Формулировки его предельно конкретны, например: “Иванов против России” или “Ахметов против России”. Но на нашем счету есть победа. Сотрудники аппарата Уполномоченного по правам человека решили проблему одного бывшего заключенного. Когда-то этот гражданин оказался за решеткой, его лишили квартиры. После освобождения он обращался за помощью в районный, затем Верховный суд. Нигде не найдя понимания, он пришел к нам уже с жалобой, составленной в адрес Европейского суда. Мы сумели защитить права этого человека. Он получил жилье.
Уполномоченный по правам человека в РТ отметил, что штрафы за дела, выигранные в Страсбурге гражданами, исчисляются крупными суммами, до 2 миллионов долларов. И выплачиваются они из бюджета страны. Ну а если необходимой суммы не окажется в казне? Теперь к этому вопросу многие страны относятся со всей серьезностью. Представьте, в мире распространяется практика учета возможных выплат, присуждаемых Европейским судом, при формировании государственных бюджетов.
Оказывается, неповоротливостью и волокитой грешат не только наши суды, но и уважаемый Европейский тоже. Дела он рассматривает по три-четыре года! Неудивительно, что это обстоятельство ныне является предметом головной боли европейского правозащитного сообщества. Тем не менее Россия проиграла уже четыре дела. По свидетельству Рашита Гаязовича, количество писем, направленных в Евросуд, насчитывает десятки тысяч. Но отбор их ведется очень жестко, по конкретным критериям. Статистика такова: из ста жалоб “по конкурсу” проходят только две. Заявление может быть не принято, например, только потому, что есть ошибка в написании каких-либо реквизитов.
Конечно, читатель знает, что подписание Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод требует выполнение ею ряда условий. Одним из них было приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами, изложенными в этой конвенции. Что-то в этом направлении, разумеется, сделано. С учетом европейских норм в стране приняты Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, закон о свободе совести и другие документы.
Изменения произошли и в уголовно-исполнительной сфере. Так, из системы МВД выведены исправительные колонии и тюрьмы (они переданы в ведение Министерства юстиции РФ). Одним из волеизъявлений России был и мораторий на применение смертной казни. Но предстоит еще сделать немало по приведению в соответствие с европейскими стандартами не только множества законов, но и подзаконных актов – решений Правительства. Важно, что эта работа, пусть даже медленно, со скрипом, но идет.
Рашит Вагизов сообщил, что в числе условий, которые дают право подписать Европейскую Конвенцию, и создание института омбудсмена в субъектах России. Сейчас в стране 26 уполномоченных по правам человека (недавно начали работать уполномоченные в Приморском крае, Калужской области). В целом вся эта махина разворачивается не так быстро, как хотелось бы. Есть еще немало конвенций, не ратифицированных Россией. Например, Социальная хартия вроде бы подписана, но все еще не передана для ратификации в Государственную Думу. Когда это произойдет, многие вопросы, в том числе преодоление бедности и нищеты, у нас могли бы решаться более успешно. Вот почему неправительственные правозащитники (уполномоченные по правам человека не принадлежат ни к одной из ветвей власти), как говорится, и не дают Правительству жить спокойно.
Все более активизируется работа Координационного совета уполномоченных по правам человека, куда входят омбудсмен РФ и представители всех субъектов. Здесь не только обсуждаются насущные правовые вопросы, но и принимаются решения об обращениях к Президенту РФ, Правительству, Госдуме.
Глас только одного омбудсмена, например Республики Татарстан, федеральной властью услышан не будет, так как по Конституции РФ регулирование прав человека – прерогатива не субъектов, а центра. Задача субъектов – лишь защита прав человека.
Но у Рашита Вагизова есть важная “привилегия” на республиканском уровне. В отличие, скажем, от Олега Миронова, Уполномоченного по правам человека в РФ, у него есть право законодательной инициативы. Омбудсмен РТ разработал и внес в Государственный Совет РТ десять законопроектов, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. Шесть из них сегодня в Татарстане действуют. В их числе законы “О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан”, “О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан”, “О народном обсуждении наиболее важных вопросов государственной жизни Республики Татарстан и местного значения”.
О ранних браках, многоженстве и исламе
Во время “Прямой связи” были и такие вопросы, на которые невозможно ответить так сразу по телефону. Например, в ответ на звонок из Азнакаева автору вопроса последовало приглашение на прием в аппарат Уполномоченного по правам человека. Случай, рассказанный женщиной, оказался неординарным. После гибели мужа в автокатастрофе ей и детям была назначена сумма возмещения ущерба. Если до 1997 года эти деньги представляли собой приличную сумму, теперь они превратились в сущие копейки, поскольку не индексируются…
– Не нарушаются ли права призывников, которых не выпускают из сборного пункта и заставляют прямо там, на холоде, выполнять спортивные упражнения? – спрашивает житель Казани Алеткин.
– Если имеется в виду право на здоровье, то призывники должны прибывать на сборный пункт в одежде, соответствующей времени года. На сборном пункте они обеспечиваются горячей пищей по нормам общевойскового пайка, утвержденного Министерством обороны Российской Федерации. Как говорится в Положении о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. №587, на сборном пункте продаются товары первой необходимости, проводится воспитательная и культурно-массовая работа с призывниками. Предусмотрены места для построения и спортивных занятий.
Как известно, любви все возрасты покорны. Наверное, поэтому юную Анастасию из Лениногорска интересует, можно ли вступать в брак с четырнадцати лет. Девушке известно и то, что вопрос обсуждался в Госдуме РФ.
– Семейный кодекс РФ установил брачный возраст с восемнадцати лет. Но по уважительным причинам может быть разрешена регистрация брачных отношений и с шестнадцати. В кодексе говорится, что порядок и условия, при которых брак заключается до достижения шестнадцати лет, могут устанавливаться законами субъектов РФ. Однако самого перечня уважительных причин в законе нет. Важным ориентиром при решении этого вопроса является то, что случаи должны носить исключительный характер: рождение ребенка, поздний срок беременности.
А вот один из представителей сильной половины человечества возмущенно спросил, почему в Татарстане не принимают закон, разрешающий жениться на нескольких женщинах. Дескать, ислам по этому поводу не возражает. Ну что на это скажешь? По крайней мере, большого количества просьб трудящихся по этому поводу в республике не наблюдается, а парламент не торопит события.
– Как считает Уполномоченный по правам человека, есть ли будущее у ислама? – интересуется казанец Иван Сидоров.
– Вообще-то история ислама, как и любой другой религии, сама определила его значимость. Даже такой ученый-материалист, как Альберт Энштейн, был глубоко религиозным человеком. Именно ему принадлежат слова: “Я не могу себе представить настоящего ученого, который не обладал бы глубокой верой”.
Конституция нашей страны и международно-правовые нормы и принципы гарантируют свободу совести, свободу вероисповедания. Согласно Основному Закону человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и обязанность государства – соблюдать и защищать их. Международный пакт ООН о гражданских и политических правах закрепляет свободу исповедания религии и в странах, где есть этнические, религиозные меньшинства. Этим людям не может быть отказано в праве исповедовать свою религию.
Права человека есть и будут всегда
Буквально “на засыпку” был задан такой вопрос:
– Мы то и дело меняем свою Конституцию. А не устарела ли за 55 лет своего существования Декларация прав человека?
– Я бы призвал не менять декларацию, а содействовать тому, чтобы люди знали ее и могли использовать в своей жизни. И еще надо думать о том, чтобы права, написанные в декларации, были отражены в конституциях всех стран и выполнялись бы.
Ветеран труда Маргарита Ивановна Саховская, проживающая по улице Горького Казани, считает, что в Татарстане дела с правами человека обстоят из рук вон плохо. Ни Европейская Конвенция по правам человека, ни Конституция РФ, по ее мнению, не соблюдаются. Вот конкретный пример тому: дом, где находится ее приватизированная квартира, распоряжением городских властей выставляется на аукцион.
– С моими правами никто не считается! – в сердцах восклицает женщина. – Нам предлагают переехать на окраину города, в то время как согласно статье 35 Конституции РФ нам должны предоставить эквивалентное жилье в центре города. Нас приравнивают к трущобникам, жилье которых не было обеспечено даже элементарными коммуникациями. Куда нам обращаться? Вопрос этот я задавала и по “Прямой связи” председателю комитета парламентского контроля Госсовета РТ…
Чтобы разобраться в ситуации, в которой оказались жильцы одного из домов центральной части Казани, необходимо ознакомиться со всеми документами. Поэтому Маргарите Ивановне предложено написать заявление в адрес Уполномоченного по правам человека в РТ.
Кстати, в день “Прямой связи” похожая проблема поднималась не раз. Задавались и вопросы по жилищно-коммунальной тематике: нет горячей воды, тепла, по ночам шумят соседи. Еще люди сетовали на трудности, связанные с поездкой в Казань к Уполномоченному. Есть надежда, что в недалеком будущем в крупных городах, райцентрах будут работать общественные помощники Уполномоченного по правам человека. Положение об общественных приемных Уполномоченного уже принято Госсоветом РТ. Так что вопросы, связанные с заявлениями граждан, будут решаться и на местах.
Доводим до сведения читателей: в соответствии с Законом РТ “Об Уполномоченном по правам человека в Республике Татарстан” Уполномоченный рассматривает жалобы только на действия государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. Жалобы, касающиеся правоотношений между гражданами, им не рассматриваются.
Есть такая крылатая фраза: “Права другого начинаются там, где заканчивается кончик моего носа”. Хорошо бы, чтобы так думали и чиновники разного ранга. Еще надо бы (и не только им) буквально вызубрить аксиому: цель всех законов состоит в защите жизни граждан, их здоровья, свободы и человеческого достоинства. Ну а если при непосредственном контакте с представителями власти выясняется, что они об этом как-то “подзабыли”, обязанность каждого из нас – отстоять эти основы права. Так мы защищаем не только себя, но и свою страну.
Подготовила
Зульфира ТУГАНОВА.