10 декабря 1948 года, осмысливая итоги и уроки Второй мировой войны, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека. Это был огромный прорыв в международном признании прав человека, в формировании более совершенного, более безопасного, более справедливого мира.
Говорят, без прошлого нет настоящего. Институт прав человека имеет долгую и весьма поучительную историю. Значительными вехами на этом пути являются известные памятники политической и правовой мысли. Среди них особо выделяются английские – Великая Хартия вольностей 1215 года, Хабеас корпус акт 1679 года, Билль о правах 1689 года, американские – декларация независимости 1776 года, Конституция США 1787 года, Билль о правах 1789-1791 годов, французская Декларация прав свобод человека и гражданина 1789 года.
Права человека имеют настолько существенное значение для понимания современного общества, государства и права, что заслуживают особого внимания. История человеческой цивилизации обоснованно рассматривается как борьба за утверждение прав человека.
В современных конституциях права и свободы человека, его честь и достоинство провозглашаются в качестве высшей ценности общества и государства. Такой подход существенно меняет действующую правовую систему, в которой теперь представлены не только внутригосударственные акты, но и международные. Причем последние обладают известным приоритетом.
За последние годы в Российской Федерации принят целый ряд законов, усиливающих гарантии основных прав и свобод российских граждан. Однако системный кризис, поразивший Россию, сказался в первую очередь на правах и свободах российских граждан. Распад СССР, происходящие в России непрерывные социальные катаклизмы, политическая и экономическая нестабильность, кризис власти, углубляющий правовой нигилизм, ошибки и просчеты при проведении реформ, социальное расслоение общества, снижение качества жизни подавляющей части граждан, возрастание коррумпированности органов власти, распространенность различного рода должностных злоупотреблений и нарушений законности, отсутствие надлежащей системы профилактики правонарушений, упущения в деятельности правоохранительных органов, неблагополучная экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка и другие негативные факторы породили массу трудностей, препятствующих реальному и эффективному осуществлению прав и свобод граждан.
Все это говорит о том, что обеспечение и защита прав и свобод в реальной действительности далеки от идеала. Очевидно, тут сказывается то, что в истории нашей страны проблемы личной свободы долгое время отодвигались на задний план. Гражданская война, острая классовая борьба, разруха и голод в первые годы Советской власти, а позднее сталинский деспотический режим, пренебрежение законностью, злоупотребление властью, массовые репрессии, создание атмосферы всеобщего страха и подозрительности свели на нет идеалы свободы. Всесильная власть искалечила тогда судьбы многих миллионов граждан. В генах наших людей до сих пор живы чувство страха перед партийно-государственной машиной и боязнь оказаться в числе “врагов народа” или “второсортных”.
В подтверждение того, что и в наши дни положение со свободой человека нельзя охарактеризовать как благополучное, можно сослаться также на ряд иных обстоятельств. Свобода надежно обеспечивается и достигает высшей ступени своего развития только в условиях правового, полноценного, сильного государства. Хотя в ст.1 Конституции РФ и провозглашено, что Россия есть демократическое правовое государство, но это пока мечта, цель, задача, причем чрезвычайно трудная, могущая перерасти в действительность лишь через длительный период времени, в результате многих лет (возможно, десятков лет) усилий всех государственных и общественных институтов, всех сознательных слоев населения. В атмосфере нестабильности, нравственной деградации общества, политической борьбы, выходящей за пределы права, воплотить в жизнь идеи правового государство невозможно.
Развитость свободы и полнота включения ее в сферу человеческой жизнедеятельности находятся в прямой зависимости от юридической грамотности и сознательности населения. Однако уровень знаний и культуры многих людей в области прав человека очень низок. Они не умеют пользоваться свободой, не умеют защищать и отстаивать свои права даже в случаях их нарушения чиновниками. Несмотря на это, в России нет пока широкомасштабной, надлежаще организованной и целенаправленной системы обучения населения вопросам прав человека.
Вот тот далеко не полный перечень причин, вследствие которых личность находится в кризисном состоянии и устранением которых должно заниматься прежде всего государство исходя из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод людей согласно ст.2 Конституции РФ – его обязанность.
Следует значительно усилить правозащитное движение в России, задействовать весь государственный и общественный механизм в этом деле. Мне думается, целесообразно обсудить данный вопрос в новой Государственной Думе и принять федеральный конституционный закон о защите свобод личности по примеру Австрии, где 29 ноября 1988 года был принят Закон “О защите личной свободы”. В указанном законе необходимо больше внимания уделять механизму обеспечения свободы, предусмотреть специальный раздел, посвященный защите потерпевших от преступных посягательств. Уголовно-процессуальное законодательство РФ пока развивается преимущественно по пути усиления гарантии прав подозреваемых и обвиняемого, гораздо меньше в отношении жертв преступлений. Это несправедливо, тем более в условиях состязательности уголовного судопроизводства.
Идеи прав и свобод человека и гражданина нашли отражение в республиканском законодательстве. Мы признаем и используем в правотворчестве нормы международного права, в том числе и в сфере защиты прав и основных свобод человека. Права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции нашей республики, развернуты и конкретизированы в законодательных актах последних лет. Исключительно важное значение для республики имеет и Конституция РФ, в соответствии со статьей 5 которой республика является государством в ее составе, имеет свою Конституцию и законодательство. В статье 66 Конституции Российской Федерации закреплено, что статус республики определяется Конституцией РФ и Конституцией самой республики. Это означает, в частности, что, только анализируя содержание обеих Конституций, можно составить наиболее полное представление о государственно-правовом статусе республики, о ее полномочиях и регулировании прав и свобод человека и гражданина.
Однако отведенная центром роль регионов в этом пока ограничена, так как в ст. 71 Конституции РФ регулирование прав и свобод отнесено исключительно к ведению России. В это же время смысл ч. 2 ст. 55 Конституции РФ таков, что она не исключает возможности издания субъектами Федерации законов и других нормативных актов по вопросам прав и свобод. Надо полагать, это они могут сделать в плане усиления их гарантий в русле развития идей, заложенных в международных документах и Конституции РФ. Вправе расширить и углубить их с учетом местных условий, но не уменьшить. Однако, чтобы не было всевозможных неувязок и противоречий в законодательном процессе, тем более между Россией и ее субъектами, нужно законодательно определить предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ, а равно их полномочия в сфере правового регулирования и механизма защиты прав и свобод человека.
Рашид ВАГИЗОВ.
Уполномоченный по правам человека в РТ.