На чем будем летать?

Завтра – Международный день гражданской авиации.

Завтра – Международный день гражданской авиации. Для нас этот праздник – со слезами на глазах. Отечественное гражданское авиастроение переживает не лучший период в своей истории. А смогут ли наши пассажирские самолеты на равных конкурировать с зарубежными, отвоевав себе достойное место в воздушном пространстве? Этот вопрос мы задали нашим читателям.


Шамиль Агеев, председатель правления Торгово-промышленной палаты РТ.


Хочется надеяться, что наши пассажирские самолеты составят достойную конкуренцию тем же “Боингам”, но верится в это с трудом. Дело не в том, что мы не умеем строить хорошие машины. В России еще остались конструкторы, которые могут творить и мыслить. Дело в подходе российского Правительства к отечественной промышленности, в том числе к авиастроению. Компания “Боинг” выпускает 600 самолетов в год, мы – единицы. Этот авиастроительный концерн банкротили раза три, но американские власти находили способы вытаскивать крупнейшую мировую компанию из кризиса. У нас родное Правительство принимает решение об освобождении авиакомпаний от таможенных пошлин при покупке “Боингов”.


Геннадий Дивавин, генеральный директор Казанского завода “Электроприбор”.


Наши самолеты (например, Ту-214) и сегодня по своим техническим характеристикам не хуже зарубежных “Боингов” и “Эрбасов”. Другое дело, что предприятия сегодня не могут выпускать машины в таком же объеме, как крупнейшие авиастроительные корпорации. Но в нынешних экономических условиях это просто невозможно. Если бы Правительство РФ захотело, оно бы нашло способы поддержки авиационных заводов. Тогда бы по-другому заработали не только авиастроительные предприятия, но и заводы, работающие на авиацию. Одно дело – выпускать приборы для пяти самолетов в год, другое – для 100 или 500. В последнем случае и себестоимость продукции снижается в разы, а следовательно, и себестоимость самолета уже не столь высока. А приемлемая цена – это весомый козырь для покупки отечественных самолетов местными авиакомпаниями.


Алексей Иванов, заместитель директора частной торговой фирмы, Нижнекамск.


Мне бы очень хотелось, чтобы наша гражданская авиация не только действовала наравне, но и обошла зарубежные авиакомпании. Но, думаю, в ближайшую четверть века это вряд ли возможно. В России есть предприятия, которые, что называется, “на ладан дышат”, но есть и крупные, стабильные авикомпании. Но даже у них имеющаяся база самолетов нуждается в хорошей фильтрации. Я сам десять лет назад закончил КАИ и вынужден был, как и многие мои сокурсники, искать работу совсем в другой сфере: по специальности невозможно было устроиться. Сейчас в авиастроении – оживление, но чтобы создать соответствующий европейским стандартам авиапарк, нужно время.


Быстрее всего, мне кажется, нам удастся сравняться с зарубежными авиакомпаниями по качеству сервисного обслуживания пассажиров. Недостаток технических наворотов наши бортпроводницы смогут компенсировать теплом и сердечностью улыбок.


Анда Кимерал, начальник отдела научно-технической информации НТЦ КамАЗа.


Я верю в то, что наши гражданские самолеты смогут конкурировать с зарубежными. Наша страна сейчас находится на подъеме, поэтому и авиастроение выкарабкается из кризиса. Если бы я в это не верила, то не советовала бы сыну поступать в авиационный институт. А он у меня сейчас там учится по специальности “Авиационные двигатели”. Сейчас в Казанском техническом университете (КАИ) обучается свыше тысячи детей камазовцев, поэтому и возрастной разрыв в авиастроении будет преодолен. Конструкторам старшего поколения будет кому передать эстафету, которую они в свое время получили от Туполева и других корифеев самолетостроения.


Равшан Хусаинов, экономист, Заинск.


Мне кажется, сама постановка этого вопроса некорректна. Как можно сравнивать двух детей, из которых один растет в семье родителей, скажем так, неблагополучных, а другой – в комфортных условиях? При этом оба учатся на “отлично”. Понятно же, кому учеба дается легче. Я бы, конечно, нашим авиастроителям просто памятник придумал. В той экономической неразберихе они умудрились сохранить лицо, оставшись мастерами своего дела. Лично мне просто хочется верить, что скоро и повода не будет ставить тот вопрос.


Читателей опрашивали
Елена ТАРАН,
Ирина МИТРЮШКИНА,
Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ,
Гамира ГАДЕЛЬШИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще