Сундучок для внучки

С рождаемостью в нашей стране, сами знаете, в последнее время большие проблемы.

Автор статьи: Людмила КАРТАШОВА

С рождаемостью в нашей стране, сами знаете, в последнее время большие проблемы. Ребятишек в семьях, не только в городских, но и в деревенских, становится все меньше и меньше. Того и гляди вовсе без детей останемся. Ученые ломают головы над тем, как выбраться из демографической ямы и вернуть обществу веру в будущее…


А чего тут думать? Надо приезжать в деревню Новое Ибрайкино Аксубаевского района и перенимать опыт. У них там что ни семья – то многодетная. Трое детей – это обязательный минимум для родителей, которым еще не исполнилось тридцати лет. Четверо, пятеро, шестеро, семеро ребятишек – в порядке вещей. А можно и больше. Например, в семье Галиагзама и Фании Зияковых – десять детей, у Рашита и Гулии Гатауллиных – девять. А вот Вализян и Мадина Ахметшины воспитали четырнадцать детей. Сейчас у них 21 внук – четырнадцать мальчиков и семь девочек.


Надо сказать, что на мальчиков Ахметшиным по жизни везет. Как пошли с самого начала мальчики рождаться – не остановить процесс… И набралось их в семье двенадцать – дюжина. А у Мадины-апы вот-вот тринадцатый ребенок на свет должен появиться. Народ в деревне стал посмеиваться, мол, готовься, Вализян, еще одного мужика под крыло принимать. И будет у тебя чертова дюжина пацанов…


Шутки шутками, но, говорят, дело дошло до того, что обескураженный Вализян строго наказал своей жене: если, мол, опять родишь пацана, из роддома домой не возвращайся… Так оно было или не так, знают только сами супруги, которые, кстати, практически никогда не ссорятся, да и какое это теперь имеет значение. Потому что Мадина-апа, терпеливая, послушная и верная, “сделала” так, как просил любимый супруг – тринадцатой у нее родилась долгожданная дочка. А скоро и еще одна девочка, Гульназ, разбавила мужское сообщество Ахметшиных.


– Сыновья у нас росли очень послушными. Не ленились, всю работу по дому делали, не делили ее на мужскую или женскую. И полы мыли, и еду готовили, – вспоминала Мадина Сунгатовна, когда вечером мы сидели с ней на кухне и пили чай с горячими ароматными лепешками. Тут же на краешке стула пристроилась Рафися, сноха, супруга сына Ильдара, и время от времени согласно кивала головой: мол, правильно говорит свекровь, хорошие выросли у Ахметшиных ребята, надежные получились мужчины. Пятеро из них сейчас работают шахтерами в Воркуте, еще пятеро проживают в Камских Полянах. А вот Ильдар трудится в колхозе, живет в Новом Ибрайкине, помогает родителям. Да и его белокурая красавица жена Рафися тоже то и дело забегает к старикам, хотя забот у нее полон рот – ведь она заведует в деревне клубом, на ней все культмассовые мероприятия.


Большая семья требовала больших забот. И в то время как глава семьи занимался добычей хлеба насущного, работая в поте лица, Мадина Сунгатовна хозяйничала в доме, воспитывала детей. Непросто было управляться с такой оравой – поди всех накорми да в школу каждого выпроводи, потом встреть и опять накорми. А потом, с каждым и пообщаться надо: одного пожурить, другого пожалеть, третьему дать добрый совет, с четвертым просто посидеть на завалинке да посмеяться над каким-нибудь смешным эпизодом… А ведь на плечах еще и домашнее хозяйство, скотина, птица, которые тоже заботы и ухода требуют. И ведь не в городских условиях жила семья – в деревне, где в ту пору ни воды на кухне, ни удобств в доме, ни газа в печке не было.С утра до ночи хлопотала мать, как пчелка. Но никогда не жаловалась, трудилась не покладая рук и детей к труду приучала – своим же примером. Неудивительно, что МАТЬ в семье Ахметшиных – слово святое.


…Ох и шумно становится в небольшой избе Ахметшиных, когда все отпрыски съезжаются в Новое Ибрайкино! Кроватей да диванов на всех не хватает, стелят на полу. При этом случаются всякие курьезные случаи.


– Как-то утром встаю, смотрю, а одна из моих снох спит рядышком не со своим мужем, а с его братом, – рассказывает Мадина-апа. – Ночью, видать, выходила на улицу, вернулась, да в темноте не туда улеглась. Я ее быстренько растолкала. То-то смеху потом было.


В деревне говорят, что Мадине-апе повезло с мужем, поэтому детей так много, все как один заслуживают уважения. Глава семьи Вализян Ибрагимович и впрямь человек во всех отношениях положительный – непьющий, работящий да рассудительный. Уж, казалось бы, давно на пенсии, дети выросли, можно не утруждать себя работой, отдохнуть. Но рано утром, едва рассвет забрезжит, Вализян-абы уже на ногах: привычно натягивает свою рабочую одежду и идет в мастерскую. Дело в том, что Ахметшин- старший всю жизнь в колхозе проработал плотником, из дерева может какую угодно вещь сделать. Но особенно удаются ему сундуки. За Ахметшинскими сундуками приезжают не только местные, но и из соседнего района. А в то время, как Вализян-абы в мастерской с деревом возится, Мадина Сунгатовна на кухне печет лепешки да заваривает свежий чай. Вот сейчас Вализян очередной сундук доделает – и сядут старики у окошка чаевничать.


Эх, сколько этих самых сундуков переделал Вализян Ибрагимович за свою жизнь: и маленьких, и больших, и попроще, и расписных да золоченых. Дело в том, что по традиции перед свадьбой молодой татарский парень должен обязательно передать в семью невесты сундук с подарками. А потом уже невеста складывает в этот сундук приданое и отправляет его к будущему супругу. Сундуки своим парням Вализян-абы стал готовить загодя. Руку набил в этом деле будь здоров, все вокруг только языками от восторга цокали и перешептывались, что надо бы и своим отпрыскам сундучок от Вализяна заказать.


Вализян-абы очень любит и своих внуков, почти для всех сундуки уже готовы. Да и внучкам в сундуках не отказывает. Есть маленький симпатичный сундучок и у семилетней внучки Рузили, дочери сына Ильдара. Она туда заботливо складывает все свои вещи. А вот у другой внучки, пятилетней Разины, такого сундучка еще нет, а ей очень хочется. Как придет к дедушке с бабушкой в гости, тут же начинает просить: сделай, бабай, мне сундучок, а то буду замуж выходить, а сундука нет… Дед смеется: сделаю, внучка, обязательно и тебе сделаю, вот только материал нужный раздобуду, чтобы красиво получилось, чтобы тебе понравилось!


– Хорошо мы сейчас живем, не то что раньше, – сказала Мадина-апа, когда мы прощались. – И газ есть, печку топить не надо – с дровами мучиться, и вода дома. Так хорошо, что и умирать не хочется… Жить бы и жить!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще