Один раз в год сады цветут…

Вы знаете, что в течение года должны по медицинским нормам съедать примерно 70 килограммов фруктов и ягод?

Автор статьи: Владимир БЕЛОСКОВ

Вы знаете, что в течение года должны по медицинским нормам съедать примерно 70 килограммов фруктов и ягод? Ну и как, получается? То-то и оно. Не выходит. Дороговато! На ягоды все лето цены были кусачие, яблок дешевле двадцати рублей за килограмм тоже было не отыскать. А если кто-то из продавцов и отдавал по пятнадцать, так разве что падалицу – с червоточинкой. А без фруктов и ягод жить, согласитесь, скучновато. Это, конечно, не хлеб, не мясо и не молоко, однако организму и витамины, и всякие микроэлементы, содержащиеся в вышеозначенных продуктах, тоже требуются. Без них и настроение не то, и работоспособность не ахти. А для детей продукция садов и ягодников просто необходима.


Но что делать, если погода в этом году для плодово-ягодных культур не удалась? Июньские заморозки резко снизили урожай. Даже на правобережье Волги, где сады всегда ломятся от плодов, нынче заметно ниже оказался урожай яблок, груш, сливы, вишни. В былые годы, например, прямо в речном порту Казани можно было купить недорогие яблоки из Нижнего Услона или Шеланги. Нынче с витаминной продукцией услонцы навещали столицу республики значительно реже.


Но только ли капризы погоды виноваты в том, что к рыночным яблокам сегодня не подступиться? Не только.


Цены на рынке снижаются, как известно, тогда, когда товара много и когда это позволяет сделать его себестоимость. А это достигается, если хорошо развито местное производство. Что же мы имеем?


До памятной суровой зимы 1978-1979 годов две трети садовых насаждений в республике были в общественном секторе, то есть в специализированных садоводческих хозяйствах. Но после того как сады и ягодники на значительной части территории республики вымерзли, структура плодово-ягодных насаждений претерпела коренные изменения. Подавляющая часть садов сосредоточена уже в коллективных товариществах частного сектора и на приусадебных участках населения.


На первое января 1999 года общая площадь садов в Татарстане составлял 49 тысяч гектаров, при этом на общественный неспециализированный сектор приходилось 4 тысячи и на совхозы концерна только 2,5 тысячи гектаров. Из-за отсутствия финансовых возможностей в специализированных хозяйствах концерна “Татплодоовощпром” закладка молодых садов была практически приостановлена, площади под многолетними насаждениями из года в год сокращались. В ряде хозяйств концерна постепенно утрачивалась специализация в садоводстве, они загружались выращиванием других трудоемких сельскохозяйственных культур.


Удивляться не приходится: на закладку только одного гектара яблоневого сада требуется 67 тысяч рублей, плюс несколько лет ухода, прежде чем пойдет отдача. А где взять деньги? Только в последние три года снова стали выделяться бюджетные средства на закладку садов.


– Нами разработана комплексная программа развития садоводства в республике на период до 2005 года, – говорит генеральный директор концерна “Татплодоовощпром” Раил Зиатдинов. – Согласно этому плану к 2005 году мы должны будем расширить в спецхозах площади под многолетними плодово-ягодными насаждениями до трех тысяч гектаров и довести годовое производство плодов и ягод по всем секторам до ста двадцати тысяч тонн. В ближайшей перспективе местные дешевые яблоки будут в постоянной продаже до февраля.


До февраля – это потому, что яблоки местного производства обладают слабой лежкостью. Но хотя бы до февраля!


Что же делается для этого? Основную долю производимой на месте продукции должны дать коллективные сады, на втором месте – приусадебные участки в сельской и городской местности. Доля частного сектора РТ в производстве плодов и ягод должна составлять 92 процента и доля общественного сектора, включая специализированные и неспециализированные хозяйства, – 8 процентов.


…Вместе с заместителем генерального директора концерна “Татплодоовощпром” Ренатом Миначовым мы находимся в одном из питомников. Видно, что работа здесь идет нешуточная. Высажены дички яблонь, к ним будут потом прививать черенки культурных растений. Саженцы яблонь для закладки маточника привезли из разных регионов – Нижнего Новгорода, Тамбовской области, Башкортостана, Ульяновской области. Более ста сортов высажено в молодом саду. Мы посмотрели 20-гектарный участок молодого сада со 100-процентной приживаемостью и 85-гектарный. Еще один участок площадью 20 гектаров подготовлен для весенней посадки яблонь: он вспахан, удобрен, выкопаны посадочные ямы.


Два огромных подвала хозяйства заполнены саженцами плодовых и ягодных культур – они предназначены как для высадки на собственных участках, так и для реализации населению. Заложены в хозяйстве также маточники малины 12 сортов, смородины 30 сортов, земляники 20 сортов. Кстати, с учетом спроса садоводы завезли еще и посадочный материал облепихи, красной калины, сливы, жимолости. Ну а для гурманов – саженцы винограда, абрикоса, фундука, барбариса и других экзотических для наших краев культур. И весной, и осенью посадочным материалом питомники торгуют на всех рынках больших городов республики и в райцентрах.


В целом по республике за последние три года было заложено 670,6 гектара молодых садов. Но сделать предстоит еще много.


– Забот выше головы, а рабочих не хватает, – говорит главный агроном хозяйства Виктор Кулаев. – С наступлением зимы надо охранять молодые сады от зайцев и других грызунов, раскладывать отравленные приманки. Много дел в питомнике. Да и специализированной техники недостает, используем ту, что имеется…


Концерн имеет неплохую в общем-то плодопитомническую базу, достаточную для обеспечения посадочным материалом плодовых и ягодных культур как общественного, так и частного секторов. Однако мало полноценных маточно-черенковых насаждений, недостаточна чистопородность посадочного материала.


– А еще одна серьезная наша проблема, – замечает Р.Миначов, – это воровство. Если чуть-чуть зазеваешься, саженцы с молодых посадок исчезают бесследно…


В подтверждение сказанному он указывает на пустоты в тех местах молодого сада, где должны были укореняться саженцы.


Несколько лет назад в соавторстве с кандидатом биологических наук Владиславом Наумовым мы опубликовали в “РТ” корреспонденцию “Печаль садов услонских”. В ней речь шла о том, что жителям населенных пунктов, расположенных по правобережью Волги, да и местным плодосовхозам некуда было девать щедрые дары садов. Приходилось яблоки даже запахивать. Дело в том, что в казанских магазинах принимали местные яблоки неохотно, потому что товар был плохо упакован и не имел надлежащего вида. А Нижнеуслонский и Шеланговский плодоконсервные заводы еле-еле сводили концы с концами. На казанские же рынки добираться стало сложно из-за сокращения количества рейсов “омиков” и дороговизны билетов.


В настоящее время ситуация несколько изменилась: оба завода силами частных предпринимателей восстановлены и работают, принимают от населения излишки плодов и ягод без ограничений. Однако в масштабах республики это, конечно, капля в море. В целом заготовкой и сбытом плодов и ягод предприниматели неохотно занимаются: видимо, слишком трудоемкий и ненадежный бизнес. Все-таки Татарстан находится в зоне рискованного садоводства, и урожаи по годам нестабильны. Хозяйства концерна не наладили пока как следует сбыт собственной продукции: не организована сортировка, нет современной удобной тары. Да и фруктохранилища после зимы 1978-79 года в большинстве плодосовхозов не восстановлены.


Надо заметить, что в упомянутой выше программе развития садоводства в республике уже изначально заложено, что даже с ее реализацией примерно 45 килограммов плодов и ягод из нормированных 70 будут закупаться на стороне и только 25 килограммов – в местных коллективных и частных хозяйствах, где еще много нерешенных проблем. Вот и получается, что, если даже садоводство в республике в ближайшие годы получит-таки определенное развитие, обольщаться относительно цен на яблоки и другую садоводческую продукцию не приходится. Цены, как и прежде, будут диктоваться не местными производителями.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще