Уникальную частичку революционного прошлого – грамзапись выступлений Ленина – бережно хранят в нурлатском селе Биляр-Озеро. Как сообщает газета “Дружба”, старая пластинка является гордостью краеведческого музея, который недавно был открыт в местной средней школе по инициативе учителя истории Августа Матросова. Его подопечные, обойдя дома жителей прилегающей округи, собрали около сотни самых разных экспонатов, которым позавидовали бы даже видавшие виды хранители древностей. К примеру, те же речи вождя мирового пролетариата (с его неподражаемой подлинной интонацией!) можно прослушать на вполне исправном патефоне. И пока некоторые молодые люди – чего греха таить – вообще не ведают, кто такой Ленин, юные жители нурлатского захолустья рассудительно внимают живому голосу Владимира Ильича на уроках-диспутах, посвященных проблеме исторического выбора Родины. Где еще с историческим персонажем подобного масштаба можно пообщаться так запросто!
Дискуссию с не менее увлекательной темой организовали на “круглом столе” в редакции “Новый Зай”: нужно ли нынешнему российскому обществу объединение, подобное комсомолу? Обсуждение было приурочено к 85-летию этой организации. Насколько спорными оказались выводы разговора, настолько впечатлила собеседников судьба первой комсомолки Заинска Моти Мариной, в чем-то предвосхитившей известный подвиг Карбышева в годы Великой Отечественной войны. История девушки с судьбой Данко могла бы стать символом войны предшествующей – Гражданской.
Родом из Мензелинска, подававшая надежды в учебе, Мотя Марина не смогла продолжить семилетнее образование из-за смерти отца-бедняка. Это во многом определило ее дальнейшие политические взгляды. Осенью 1918 года Мотя угодила в заключение за оскорбление прапорщика белой армии, захватившей в то время Мензелинск. В застенках и закалился характер девушки.
После возвращения Советской власти Мотю Марину переводят в волостной центр Заинск на стратегический объект – местную телефонную станцию. Параллельно она ведет агитационную работу в составе продотрядов, пытаясь пресечь саботаж хлебосдачи государству со стороны зажиточных крестьян. Именно за это кулаки затаили на семнадцатилетнюю комсомолку лютую злобу. В феврале 1920 года они организовали акции неповиновения, вылившиеся в кровавый мятеж. Разгневанная толпа мужиков из соседних сел и деревень ворвалась в Заинск, где они схватили группу коммунистов и устроили над ними показательные казни.
Больше всех досталось Моте, которая решительно отказалась покаяться за убеждения. Проповедницу светлого будущего подвергли мучительной казни: несколько раз опускали в прорубь, затем вбили в грудь кол и стали заливать холодной водой. К утру самоотверженная девушка превратилась в страшную ледяную глыбу, ужаснувшую самих мучителей…
Впрочем, не все газеты рисовали прошлое в полумрачных тонах (а именно исторические публикации доминировали в прошлом месяце на страницах районной печати). Так, “Наш Черемшан” поведал о том, что в карьере деревни Чумачка, где местное население берет глину, отец и сын Халимовы обнаружили кости гигантского доисторического животного. Приехавшие из Казани специалисты определили приблизительный возраст необычной находки: останкам мамонта – 200 миллионов лет. А вот рыбнослободские “Сельские горизонты” рассказали об участии наших земляков-энтузиастов в сентябрьской инсценировке Бородинской битвы. В этом ежегодном красочном военном шоу в Московской области татарстанцы по традиции сыграли роль бойцов казанского ополчения времен 1812 года.
Наконец, елабужская “Новая Кама” опубликовала отрывки из мемуаров героини Отечественной войны с наполеоновской Францией Надежды Дуровой о ее встречах с императором Александром I. В этом материале не было бы ничего особенного, если бы не знать, что именно эти страницы дневника кавалерист-девицы (сам он до сих пор является библиографической редкостью) постоянно вымарывала цензура. До революции купюры производились из-за неуместной откровенности, а в советские годы – из-за подчеркнутого царепочитания. Так что, возможно, отечественному читателю впервые предстала не привычная волевая воительница, какой мы привыкли представлять личного ординарца главнокомандующего Михаила Кутузова, а хрупкая, бесконечно нежная женщина, влюбленная… в самого императора.
Но сентиментальность в сторону! Альметьевское “Знамя труда” бьет тревогу: над нефтяной столицей Татарстана всю осень провисела густая пелена смога. Не успели местные жители вкусить прелестей начищенного до блеска к 50-летнему юбилею города, как на него обрушилась эта новая беда. Теплая безветренная погода способствовала концентрации выхлопных газов и продуктов горения (одних газовых факелов в этих местах – десятки сотен) у подножия Бугульминской возвышенности, где расположены Альметьевск и его пригороды Нижняя Мактама и Миннибаево. Иногда видимость в городе оказывалась столь плохой, что возникали помехи для автодвижения. Не приходится говорить, как при этом чувствовали себя задыхающиеся от сизого дыма люди.
Откуда же взялся смог, о котором раньше в наших местах никогда не было слышно? Причину его появления журналисты объяснили не только неблагоприятной экологической обстановкой в нефтяном крае республики. Все гораздо прозаичнее. Газета обратила внимание на совпадение по времени уборочной страды и появления смога. В результате вину за загрязнение воздуха журналисты возложили на работников коллективных хозяйств, которые в этом году активно сжигали на полях солому, чтобы не утруждать себя ее вывозом, тратя дорогостоящие горюче-смазочные материалы. Оказывается, жесточайшую экономию топлива вынуждены соблюдать именно там, где обилие нефти!
Обычно огонь сельчане разводили поздно вечером, под покровом темноты. По крайней мере, за разжиганием именно таких “костров” журналисты схватили за руку работников хозяйства “Нефтяник” и фермеров из села Калейкино. Увы, единственное наказание, которое могли бы понести нарушители, – это штраф в двести минимальных оплат труда. Однако даже такие санкции не работают из-за бездействия экологических служб.
Отстаивала интересы читателей и кукморская “Трудовая слава”. Вместе с сотрудниками санэпидцентра и специалистами местной администрации по торговле журналисты инспектировали работу частных сельских магазинов, которые в последнее время практически вытеснили торговые точки сельпо.
Перво-наперво ревизоры с удовлетворением отметили, что по сравнению с десятилетней давностью сельская торговля совершила качественный скачок: дефицит продуктов исчез, их ассортимент вырос, в продаже появились даже промышленные товары, а главное – на цены, как когда-то, нет бешеных накруток. В село пришла цивилизация – теперь, чтобы купить, к примеру, колбасу или моющее средство, вовсе не обязательно ехать в город.
Однако и нареканий к владельцам магазинов стало гораздо больше, чем раньше. Основными претензиями проверяющих к частникам были: торговля продуктами с истекшим сроком годности, отсутствие кассовых аппаратов и контрольных весов, нарушение заявленного режима работы в течение дня и несоблюдение санитарных норм – такое впечатление, что в некоторых магазинах никогда не делали уборку. И все же главной проблемой остается сбыт некачественной алкогольной продукции – основной составляющей торговли в глубинке. Инспекторская комиссия лишний раз убедилась, что на селе продается в основном дешевая фальсифицированная водка, которую по липовым документам завозят неизвестные самодеятельные спиртзаводы.
Объяснимой в этой связи становится такая статистика. По Кукморскому району только в текущем году от употребления паленой водки умерли 37 человек, 19 получили тяжелые отравления.
Бавлинская “Слава труду” проблему здоровья подняла под несколько иным ракурсом – душевного состояния общества. Напомнив об отмечавшемся в прошлом месяце Всемирном дне психического здоровья, главный врач-психиатр района привел любопытные цифры, которые характеризуют местную социопсихику. Оказывается, на учете в районном психоневрологическом диспансере состоит около девятисот человек, причем в постоянном наблюдении и лечении нуждается как минимум каждый десятый. За последние 10-15 лет количество неуравновешенных, или, как их называют, неадекватных, граждан возросло в 1,5-2 раза, причем количество психических расстройств с каждым годом продолжает увеличиваться. Выросло и число “смежных” клиентов этого типа лечебных учреждений – алкоголиков и наркоманов. Первых в Бавлинском районе насчитали тысячу человек, а вторых – под пятьдесят.
Лучшее средство от различных недугов – спорт и активный отдых. Посвятить себя без остатка этим полезным занятиям можно будет в верхнеуслонском горнолыжном спортивно-оздоровительном комплексе “Казань”, первая очередь которого, как информирует местная “Волжская новь”, будет открыта со дня на день.
Путники, проезжавшие по московской автотрассе, давно обратили внимание на большое строительство, которое ведется между селом Савино и деревней Медведково. Услонская Швейцария, как в простонародье успели окрестить до поры до времени закрытый для посторонних объект, может стать не только спортивным центром и курортно-туристической Меккой республики, но и существенно улучшит инфраструктуру прилегающих территорий. С открытием комплекса верхнеуслонцы рассчитывают на щедрый приток капиталов и заметное увеличение рабочих мест.
А в том, что наплыв гостей неизбежен, никто не сомневается. Ведь здесь будут отлично оборудованные медпункты, лечебница, комплекс с системой искусственного снегообразования (она сможет работать даже в летний сезон), многочисленные кафе, автостоянки, пристань и даже вертолетная площадка. Проектировщики уверяют, что горнолыжная “Казань” станет уникальной, по меркам России, площадкой, где нестыдно будет проводить международные соревнования. И, конечно, приглашать самых взыскательных профессионалов и любителей спорта. В том числе – и самого высокопоставленного почитателя горных лыж нашей страны – Президента России Владимира Путина.