Чем ближе выборы, тем ярче становятся наши улицы (от обилия предвыборной рекламы), тем более политизированными (от обилия теледебатов и рекламных роликов) – каналы телевидения. А как население относится к предвыборному пиару разных партий и кандидатов в депутаты Госдумы? Этот вопрос мы задали нашим читателям.
Геннадий Дивавин, генеральный директор казанского завода “Электроприбор”: Я не обращаю никакого внимания на уличные плакаты с изображением кандидатов. И теледебаты по телевидению тоже не смотрю. Я прекрасно знаю, чего стоят все обещания партий и отдельных людей. Их предвыборный пиар и их заверения вряд ли меня заденут. У меня есть свое мнение на этот счет.
Ольга Кудрина, корреспондент агентства “Интерфакс” по Татарстану: Предвыборная реклама украшает Казань, если, конечно, она не загораживает вид из окна. Пусть кандидаты и партии изворачиваются, как могут, тратят огромные деньги, привлекая голоса избирателей. Трудно поверить, что кто-то сделает свой выбор, глядя на лицо политика или хозяйственника. Рекламные щиты – это, скорее, напоминание, что такой-то человек или партия существуют. С другой стороны, можно порадоваться за рекламные компании, которые сейчас зарабатывают хорошие деньги на пиар-акциях. Пробил их час. Правда, некоторые фирмы, на мой взгляд, работают не очень профессионально. Казалось бы, для чего на плакате писать “Хайруллин Айрат”? Он же известен в республике как Айрат Хайруллин. Мы же не называем Президента Путин Владимир, всегда говорим: Владимир Путин…
Абдулхак Батюшов, член Союза журналистов РТ (Набережные Челны): Я считаю, что обязательное участие кандидатов в депутаты Госдумы в открытых дискуссиях со своими соперниками, в том числе и в теледебатах, должно быть закреплено в законодательном порядке. Как это сделано в США. Если мы уж взяли на вооружение политическую традицию Запада, то надо быть последовательными. Зачем следовать примеру Никиты Хрущева, который, пребывая в восторге от достижений США, распорядился закупить передовые технологии, но… по частям? Что из этого вышло, все знают.
Пиар-кампании некоторых кандидатов в депутаты (их уличные плакаты, ролики по ТВ) пробирают до слез. Посмотришь и на самом деле поверишь, что не будь их, автоград давно бы уже провалился в тартарары. А так ли это на самом деле? Кто может провести экспертизу реального вклада конкретного политика в жизнь города? Только его соперники. Но сегодня, когда кто-то из них пытается это сделать, его одергивают: нехорошо обсуждать человека в его отсутствие. Действительно, есть такая этическая норма. Но тогда ее должна дополнять другая, законодательная норма – об обязательном участии кандидатов в публичных дебатах.
Анатолий Шишкин, председатель профкома ОАО “КамАЗ-автоагрегат”: Я, наверное, не буду оригинальным, если скажу, что от всех этих политических баталий простой человек просто устал. Сколько смотришь, сколько читаешь – на столько и расстраиваешься. Ну почему наши политики не делают то, что обещают? Кого сейчас ни послушаешь, так золотые горы сулят. Только бы в Думу попасть. Та же ситуация была и в предыдущие выборы. При этом не скрою, что удивил меня отказ “Единой России” от участия в теледебатах.
Наверное, это продуманный шаг партийного руководства, но хотелось бы, чтобы на фоне пустых обещаний сказала свое слово партия, имеющая на своем счету реальные дела.
Валентина Липужина, секретарь Госсовета РТ: Без агитационных и рекламных материалов не может обойтись ни одна избирательная кампания, каждая партия на эти цели может израсходовать 250 миллионов рублей. Что касается нынешней, вспомните, еще в самом начале партии заключили своеобразный “пакт о ненападении”, договорившись не использовать грязные технологии и черный пиар.
Удержатся ли на заявленных позициях все партии? Трудно сказать. Например коммунисты разносят по почтовым ящикам листовки, где что ни слово – то яростный выпад против существующей власти. Однако все это – словеса, не подкрепленные доказательствами. Мы уже видим испачканные грязью портреты одного из кандидатов на щитах, которые развешены на самых видных местах. Мне думается, что подобная “акция” оппонентов кандидата может сыграть с ними очень злую шутку. А с другой стороны, морально-этической, это полное неуважение в первую очередь к нам, избирателям.
Я бы призвала всех кандидатов быть благоразумными и не переступать черту закона. Хотя бы ради того, чтобы сохранить уважение населения. Ведь это не последняя избирательная кампания.
Читателей опрашивали
Елена ТАРАН,
Раиса ЩЕРБАКОВА,
Гамира ГАДЕЛЬШИНА,
Владимир ЖИГУЛЬСКИЙ.