Как мы уже сообщали (“РТ” от 9 апреля), в начале этого месяца на татарстанском рынке теплоэнергии появился новый игрок – акционерное общество “Таттеплосбыт”. Это стопроцентная “дочка” “Татэнергосбыта”, снявшего с себя функцию продавца тепла. О цели создания этой компании, ситуации с долгами за теплоэнергию и о нововведениях, которые ожидают нас в ближайшей перспективе, рассказал в интервью “РТ” директор ОАО “Татэнерго-сбыт” Марат Минибаев.
– Перед нами стояла задача создать новую безубыточную теплосбытовую компанию, – говорит Марат Файзрахманович. – При этом было важно, чтобы реорганизация “Татэнергосбыта” никак не сказалась на отношениях с контрагентами, поставщиками и потребителями тепла. Словом, чтобы перемены никому не принесли неудобств.
– Почему было решено передать теплосбытовую деятельность отдельной структуре?
– “Татэнергосбыт” является гарантирующим поставщиком электроэнергии в Татарстане, плотно взаимодействует с федеральным оптовым рынком электроэнергии и мощности. Нам необходимо соблюдать все финансовые требования, установленные законодательством в части соотношения кредиторской и дебиторской задолженности, а также ликвидности, величины чистых активов по отношению к уставному капиталу.
Однако в вопросах ценообразования в тепловой и электрической сферах возникали различные нюансы. С 1 июля текущего года доля регулируемого государством объема электроэнергии снизится до 20 процентов (сейчас данный показатель составляет 40 процентов. – Прим. авт.), а с января следующего года мы должны по требованию законодательства перейти на свободное, рыночное ценообразование (это не касается только населения). Однако в отношении тепла регулирование остается таким, каким было и раньше. Если компания занимается разными видами сбыта, то могут возникнуть перекосы результатов финансово-хозяйственной деятельности. То есть за счет денежных поступлений от одних видов ресурсов могут субсидироваться другие. В итоге возникает непрозрачность, что с точки зрения ведения бизнеса неправильно.
Да и Федеральная служба по тарифам нам настойчиво рекомендовала разделить два вида деятельности, поскольку по закону этот орган должен контролировать работу только гарантирующего поставщика. Поэтому решение совета директоров “Татэнергосбыта” и нашего акционера – компании “Татэнерго” о передаче функции продавца тепла новой структуре было вполне логичным. То есть это было сделано для налаживания более эффективного управления в сбытовой сфере. Сегодня в России редкий случай, когда сбытовая компания одновременно осуществляет функции продажи и электричества, и тепла.
– Какие изменения произошли в работе с вашими абонентами в связи с реорганизацией “Татэнергосбыта”?
– Принципиально ничего не изменилось. Потребителей мы заранее уведомили о предстоящих преобразованиях. Во взаимодействии с нашими поставщиками – генерирующей компанией и теплосетевыми организациями – в общем-то, тоже не произошло существенных изменений. Все обязательства перед ними, которые возникли до реорганизации, мы приняли на себя, поскольку “Таттеплосбыт” является нашим дочерним предприятием.
– В прошлом году у “Татэнергосбыта” была большая проблема с должниками за теплоэнергию. Как обстоят дела сегодня?
– На 1 апреля общая задол-женность составила более 2,77 млрд. рублей. В том числе промышленные предприятия задолжали почти 1,6 млрд., жилищные организации – 978 млн. рублей. Вызывают озабоченность неплатежи Казанского авиационного производственного объединения (74 млн. рублей), Завода синтетического каучука (45 млн.), Казанского моторостроительного производственного объединения (23 млн. рублей).
В настоящее время возникла необходимость возобновить деятельность межведомственной рабочей группы по укреплению платежной дисциплины за потребленные энергоресурсы и жилищно-коммунальные услуги. В прошлом году эта комиссия поработала очень эффективно.
Кстати, в нынешнем году действуют более щадящие условия оплаты энергоресурсов. Никто не требует стопроцентного аванса. Платеж производится по фактическому потреблению: сначала 18 числа, потом 25-го и только 10 числа последующего месяца делается окончательный расчет. Некоторым предприятиям удобно платить в ежедневном режиме, и эта схема также применяется. Поэтому никаких оснований срывать исполнение обязательств я не вижу. Не надо забывать, что от платежной дисциплины потребителей зависит надежность энергосистемы. Скоро лето, время плановых ремонтных работ коммуникационных систем, а на это нужны средства.
Есть абоненты, которые, несмотря на сложную экономическую ситуацию, добросовестно выполняют свои обязательства, например, акционерное общество “Нижнекамскшина”, которое всегда своевременно погашает платежи. С такими потребителями приятно работать.
– В соответствии с законодательством предполагается, что к 2013 году все жилые дома будут обеспечены коллективными приборами учета тепла. Это позволит населению не переплачивать за потребленные ресурсы. Соответственно, не будет и норматива, в который закладываются так называемые “различные потери”. А самих поставщиков устраивает такое решение?
– Нравится это кому-то или нет, но учет потребляемых ресурсов должен быть обеспечен. Конечно, затраты на установку тепловых счетчиков весьма серьезные – это удовольствие обходится дороже, чем оснащение объектов приборами учета электро-энергии. Именно поэтому в 2008 году была принята республиканская программа о поэтапном оснащении всех многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета теплоэнергии.
– В этом месяце Президент РТ подписал указ “О мерах по обеспечению и защите в Республике Татарстан прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищно-коммунальных услуг”. Кроме того, нашим Правительством принято постановление “О мерах по повышению качества оказываемых населению жилищных и коммунальных услуг и обоснованности размера платы за них”. Смогут ли эти документы, на ваш взгляд, реально повлиять на ситуацию с долгами управляющих компаний за потребленную энергию?
– Эти документы направлены на то, чтобы создать нормальные условия для обеспечения населения качественными жилищно-коммунальными услугами. К сожалению, с управляющими компаниями у нас постоянно возникают проблемы – у жилищных организаций образуется задолженность за тепло и в начале отопительного сезона, и по его завершении. С товариществами собственников жилья, обслуживающими один-два дома, как правило, таких проблем не бывает.
Кроме того, сейчас готовятся изменения в федеральное законодательство – в правила предоставления коммунальных услуг и в закон об энергосбережении. Государство нацелено на улучшение качества жилищно-коммунальных услуг, значит, и на ликвидацию задолженности за них. Чтобы добиться этого, нужно в первую очередь обеспечить учет тепловой энергии по жилому фонду, прозрачность расчетов за ЖК-услуги и хорошую собираемость платежей.
Согласно указу Президента РТ была создана республиканская межведомственная комиссия по обеспечению прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг. Она должна разработать нормативно-правовые акты, предусматривающие, в частности, развитие конкуренции в сфере управления многоквартирными домами, защиту законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищно-коммунальные услуги, и так далее.
К примеру, комиссия предполагает рекомендовать управляющим компаниям обслуживать не более чем по сто тысяч квадратных метров жилого фонда, а это максимум 10-15 домов. Понятно, что когда в ведении одной организации находится 500 и даже более домов, то говорить об эффективном управлении не приходится. Власти намерены разрушить монополию и обеспечить реальные условия для конкуренции на жилищном рынке. Принятые документы ориентированы на создание эффективных форм управления многоквартирным жилфондом. Будем надеяться, что эти меры помогут реально обеспечить права добросовестных жильцов.
Светлана СОКОЛОВА,