Кто из нас не носит в кошельке милые пластиковые прямоугольники – дисконтные карты? Там подарили, здесь вручили, в третьем месте вообще случайно даром досталась, и вот кошелек почти не закрывается. Очистить же его рука не поднимается: как добровольно расстаться со скидками, а значит, деньгами? Вот только экономия при их использовании часто оказывается весьма иллюзорной, на самом же деле проку от карты может быть совсем немного.
Так, например, Елена Воронцова приобрела карточку “Рамстор”, которая стоила 25 рублей. Воронцову интересовала настольная игра (подарок для сына), скидку на которую карта давала серьезную, 25 рублей окупились немедленно. Но… “Больше она мне не пригодилась. Скидка преимущественно распространяется на абсолютно не нужную продукцию, тогда как ходовые товары продаются за полную цену”. Ее мнение разделяют многие другие посетители “Рамсторов”. То, что в проспектах этой торговой сети носит громкое название “специальные цены для членов “Рамстор-клуба”, на самом деле означает банальное избавление от не слишком ходового товара. Две-три позиции, как-то: скидки на минеральную воду, йогурты или соки действительно представляются существенными. Но – здесь уже в дело вступает знание психологии покупателя, оказавшегося в большом магазине, – на многие товары цены откровенно завышены. А человек, коль скоро уж он оказался в супермаркете, затаривается, что называется, “по полной программе”. И конечная стоимость его личной “потребительской корзины” на данный день значительно превышает цену, которую он заплатил бы на мелкооптовом рынке или в небольших, не очень престижных магазинчиках.
В распространении своих карточек преуспела сеть магазинов косметики и парфюмерии “Ив Роше”. Каждая вторая жительница большого и не очень большого (эта фирма успешно развивает региональную сеть) города является счастливой обладательницей кусочка зеленого пластика, который обещает множество подарков. Здесь действует накопительная система: на карточке 4 уровня по 5 ячеек, за каждые потраченные вами 200 рублей в одну из ячеек ставится печать. Можно получить свой подарок при заполнении одного из уровней (выдается чистая карточка) или дойти до последней ячейки и приобрести что-то действительно стоящее (например, флакон духов). Вот только посчитайте, сколько раз вы заплатите за этот флакон, прежде чем вам его подарят.
Зато в обмен на грядущие подарки (сиречь тот самый кусок пластика) покупательницы сообщают администрации магазина свои данные (адрес, телефон, Ф.И.О.), вследствие чего им регулярно приходят открытки с приглашением посетить магазин, принять участие в розыгрышах и т.д., и т.п. Многие принимают приглашение, ведь не жулики какие-то – уважаемая сеть действительно качественных магазинов. И “покупаются” – в прямом и переносном смысле выражения – на тот же прием: одна позиция продается со скидкой, еще на три цена завышается так, что на самом деле из собственного кошелька оплатите и скидку, и подарок.
Милые дамы получают также карточки в парикмахерских и салонах красоты. Скидка по ним копеечная: два – максимум три процента, так что, по сути, вам просто дали “наживку”, “проглотив” которую вы будете ходить именно сюда. А за углом без всякой скидки то же самое будет стоить в полтора раза дешевле и с тем же качеством исполнения.
Даже химчистки стали выдавать дисконтные карты. Казалось, ну и хорошо. Но и здесь придумывают разные хитрости, которые обойдутся вам в конечном итоге куда дороже, чем просто оплата услуги в менее популярной сети, специализирующейся на подобного рода услугах. Вот, например, довольно известная, имеющая филиалы во многих регионах России сеть химчисток предлагает обладателям их дисконтных карт новую услугу – ломбард-холодильник для зимних вещей. Хорошо? Хорошо. Да не очень – чтобы сдать туда шубу или дубленку, вы обязательно должны сначала почистить ее в этой химчистке. А это знаете какие деньги? Может быть, вы купили шубу летом на распродаже, может быть, надели три раза за сезон и изделие объективно не требует чистки. Ваших “благодетелей” это нимало не беспокоит. Более того, приемщица весьма удивилась, когда я заметила ей, что налицо прямое нарушение Закона “О защите прав потребителя”, поскольку предоставление одной услуги здесь обуславливают навязыванием другой.
И уж совсем обидно, когда за дисконтную карту приходится платить. Если бы в момент ее приобретения вы имели возможность спокойно посчитать, какие продукты покупаете в течение месяца, какую экономию даст предполагаемая скидка и как скоро окупится приобретение карты, вы бы убедились, что это гораздо выгоднее магазину, чем вам. Но приобретение дисконтной карты психологи относят к числу так называемых импульсивных покупок, а когда речь идет о спонтанном решении, здравый смысл молчит. И зря.
Виктория ЕЛЕНИНА.
ИА “Регион-Блицинформ” – для “РТ”.