Не купив билет, в лотерею не выиграешь

Напомним, что Татарстан стал первым регионом России, где в 2004 году были запущены электронные торги. У нас функционирует “доморощенная” электронная товарно-информационная система (ЭТИС), которая с 1 июля прошлого года приобрела статус федеральной площадки. И первые лица республики постоянно призывают руководителей предприятий регистрироваться в ЭТИС.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Директорский корпус республики неохотно идет на электронные торги

Напомним, что Татарстан стал первым регионом России, где в 2004 году были запущены электронные торги. У нас функционирует “доморощенная” электронная товарно-информационная система (ЭТИС), которая с 1 июля прошлого года приобрела статус федеральной площадки. И первые лица республики постоянно призывают руководителей предприятий регистрироваться в ЭТИС.

Однако, несмотря на это, многие наши товаропроизводители не спешат продавать свою продукцию либо покупать нужные изделия на открытых онлайн-аукционах. По этому поводу руководитель Агентства по госзаказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ Яков Геллер на недавнем совместном заседании коллегии Министерства промышленности и торговли и совета Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ подверг татарстанский директорский корпус жесткой критике.

Как известно, с 1 июля прошлого года началась реализация всероссийского проекта по централизованному размещению заказов для федеральных нужд. Месяцем раньше премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжение, в котором обозначил три электронные торговые площадки, уполномоченные размещать федеральные заказы. Первой в документе значилась площадка Агентства по госзаказу РТ, затем – автоматизированная система торгов Сбербанка и единая электронная торговая площадка Москвы. В этом году на конкурсной основе к ним присоединились ресурсы Московской межбанковской валютной биржи и Российской торговой системы. Предполагается, что почти через три года их ряды пополнит шестая электронная торговая площадка, Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, где будут проводиться государственные закупки нефтепродуктов.

То есть наша республика выиграла в солидных электронных соревнованиях, в которых участвовали многие регионы страны, и теперь Агентство по госзаказу РТ сопровождает ресурс, называемый единым федеральным порталом по публикации извещений о государственных закупках. Здесь позиционируются все без исключения закупки Российской Федерации. Конечно, Татарстану приятно иметь “за спиной” ММВБ и РТС. Электронная товарно-информационная система РТ – это мощная программа, которой пользуется огромное количество предприятий со всех субъектов Федерации. Однако…

– Мы так долго добивались того, чтобы федеральные информационные ресурсы были у нас, а предложений именно от татарстанских производственников почему-то там очень мало, – высказывает сожаление Яков Геллер. – Если мы зайдем в наш электронный “магазин” и посмотрим, к примеру, на страничку, связанную с заказами на компьютерную технику, то увидим, что в определенных видах такого оборудования нуждаются Самарский государственный университет, Пенсионный фонд и другие федеральные структуры. В общем, на конкретный апрельский день на этой странице значилось 423 позиции на общую сумму почти в 20 млрд. рублей. И ведь эти заказы могли бы быть размещены внутри нашей республики…

У государства есть всего два способа помогать бизнесу. Первый – предоставлять льготы и преференции на аренду, налоги, тарифы и так далее. Второй – обеспечивать доступ к заказам регулируемых фирм (то есть организаций, деятельность которых, в том числе закупочная, регулируется государством). Самыми регулируемыми являются бюджетные учреждения. Для реализации второго пункта и была создана ЭТИС.

На первой странице электронного товарно-информационного сообщества РТ собраны ресурсы, которые и должны позволить, в частности, получить бизнесу доступ к государственным заказам. В информационном разделе размещены сведения о всех закупках, производимых за счет муниципальных, республиканского и федерального бюджетов, причем от заказчиков со всей России – от какого-либо дальневосточного села до Министерства обороны. И у любого гражданина есть возможность при желании зайти на сайт агентства и поинтересоваться, что намерены закупать государственные учреждения.

В следующем – информационно-торговом – отделе сообщества аккумулированы глобальные электронные площадки (в количестве 12), на которых проводятся различные открытые аукционы не только для государственных, муниципальных и федеральных, но и корпоративных нужд. Здесь есть сервисы, торгующие энергетической продукцией, металло-строительными конструкциями, авиационной техникой и так далее. Также функционирует котировочная выставка-продажа – и это не просто “доска объявлений”, а торговый ресурс, ежесуточно сравнивающий соответствующую продукцию по ценам. Созданы учетные ресурсы для того, чтобы предать публичности все фактические закупки бюджетных организаций. Причем по инициативе Президента РТ Рустама Минниханова (еще в его бытность Премьер-министром) подобный учет был сформирован для таких программ, как республиканская социальная ипотека, капитальный ремонт многоквартирных домов, выполняемый в рамках Федерального закона “О Фонде содействия реформированию ЖКХ”, для объектов Универсиады-2013. На сайте размещена информация о приобретаемых строительных материалах и оборудовании для реализации этих проектов.

– Так что любой руководитель предприятия нашей республики может увидеть, какая продукция и у кого приобретена на эти нужды, и задаться вопросом, почему ее заказали не у его компании, выпускающей аналогичный товар, но дешевле и лучшего качества, – констатирует Яков Геллер. – Представьте себе: контракты на 86 процентов всей суммы консолидированных государственных закупок Российской Федерации заключаются с единственным участником торгов! Нет альтернативы! Получается, из-за того, что наши компании не участвуют в аукционах, у нас из-под носа уводят госзаказы. В рыночных условиях никто под государственным заказом не понимает прямое бюджетное распределение. Товаропроизводитель должен обладать совокупностью критериев цены и качества своей продукции, чтобы быть конкурентным для ведения агрессивного маркетинга на запредельных к своему региону территориях…

Зайдем еще на одну страницу ЭТИСа. Здесь видим заявки на поставку лабораторных установок, на капитальный ремонт здания ФСБ, монтаж комплекса технических средств… Цена вопроса – 22 млн. рублей, которые могли бы осесть в казне татарстанских предприятий. Ан, нет – наши производственники проигнорировали и эти госзаказы.

Хотя не все производители республики – робкого десятка. К примеру, недавно Казанский жировой комбинат через ЭТИС выиграл торги на поставку подсолнечного масла в Ленинградский военный округ на сумму 60 миллионов рублей. А “Татнефтепродукт” потеснил конкурентов из Сибири и получил крупный заказ Министерства обороны России на горюче-смазочные материалы.

Но не все так просто в этой сфере. Вот разговор, который состоялся на вышеупомянутом заседании, в котором участвовали руководители крупных татарстанских предприятий.

– Если говорить о продаже нашей продукции, то через ЭТИС мы еще ничего не продали, – замечает генеральный директор “Казанькомпрессормаша” Ибрагим Хисамеев. – Если говорить о закупках, то цены в ЭТИС значительно выше тех, о которых мы полюбовно договорились с найденным нами поставщиком. Получается, что выгоднее работать с заказчиком напрямую.

– ЭТИС – это не волшебная палочка, – парирует Яков Геллер. – Почему вы думаете, что в данной системе товар должен быть дешевле? ЭТИС – это выставка-продажа, на которой происходят котировки цен и которая должна привести к определенной конкуренции. Но если здесь представлен только один гвоздь, то он никогда не упадет в стоимости, пока не появится второй гвоздь и они не начнут между собой “соревноваться”. Допустим, завод “Технониколь” продает предприятию “Казаньцентрстрой” утеплители для объектов Универсиады, причем дешевле, нежели по ценам, которые для всех покупателей выставляются на ЭТИСе. И это очень хорошо – стороны нашли друг друга, договорились о солидной скидке. Но меня больше смущает другое: вы говорите, что ничего не смогли продать на электронной торговой площадке. А пытались ли? В чьих торгах вы участвовали и по какой причине не сумели продать свои изделия? Похоже, ситуация как у того Рабиновича, который не выигрывал в лотерею, поскольку никогда не покупал лотерейные билеты. Надо участвовать в торгах, тогда и сможете что-то продать… Многие аукционы не состоялись только потому, что никто не заявился на участие в них. Надо было лотерейку купить, возможно, и выиграли бы.

Генеральный директор Казанского медико-инструментального завода Нур Шакиров возмутился по поводу того, что стоматологические лечебницы республики закупают зубные боры не у КМИЗа, а у сторонних производителей, вместе с тем у казанцев это оборудование на 20 процентов дешевле. Cегодня в Татарстане лишь пятая часть стоматологов являются частниками, которые “гуляют сами по себе”, остальные работают в госучреждениях и могли бы поддержать местного товаропроизводителя.

Генеральный директор Агентства по госзаказу согласился, что это болезненный вопрос, а потом признался: мол, в ЭТИСе есть и “черный” ресурс, который отслеживает республиканских заказчиков, покупающих продукцию в других регионах. Скажем, в Татарстане работают предприятия, выпускающие лифты, краску и прочие изделия, а некоторые наши организации приобретают аналогичные товары на стороне. И такие покупатели, прежде чем получат разрешение на оплату своего заказа, должны пояснить, почему они решили “пойти налево”. А именно – нажать на одну из трех виртуальных “кнопок”, означающих следующие варианты ответов: соответствующие татарстанские изделия дороже, худшего качества или они в республике вообще не выпускаются.

– В третьем случае выявляются инвестиционные ниши: если какой-то продукции нет на нашем рынке, значит, нужно создавать предприятия по ее выпуску, – отмечает Яков Геллер. – Коль предлагается некачественный местный товар, руководство Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ должно выяснить, зачем он тогда производится. При дороговизне продукции проводится соответствующий аудит… Впрочем, можно решить любую задачу, когда есть инструмент и навыки, имеется скрипка и ты умеешь на ней играть. Мы сделали инструмент и скрипку в виде ЭТИС, пожалуйста, учитесь играть. Для этого приходите на обучающие семинары, проводимые в нашем агентстве еженедельно.

С таким предложением главный в республике специалист по государственному заказу обратился к директорскому корпусу. А министр промышленности и торговли Равиль Зарипов резюмировал:

– Будущее – за электронными площадками. И шаг за шагом мы будем раскручивать эту систему, которая не позволяет руководителям предприятий создавать “левые” схемы и через них залезать в бюджетный карман. Это требование современного рынка…

Желают товаропроизводители того или нет, однако по законодательству вскоре они все будут обязаны участвовать в открытых аукционах в электронной форме. Предполагается, что для федеральных заказчиков обычные аукционы будут упразднены уже с 1 июля текущего года, а для региональных и муниципальных – с начала 2011 года. То есть все закупки государство будет осуществлять только путем электронных торгов.

 

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще