69 процентов россиян собираются прийти на избирательные участки 7 декабря – в день выборов депутатов Государственной Думы РФ. Более половины наших граждан – 55 процентов – считают, что максимально возможная явка избирателей отвечает интересам страны. Такие данные были получены социологами фонда “Общественное мнение” (ФОМ) в ходе общероссийского опроса полутора тысяч респондентов.
Основной довод тех, кто выступает “за” явку, звучит следующим образом: “Чем выше явка, чем достовернее и объективнее выборы, тем, соответственно, легитимнее Дума”. Кроме того, люди считают, что на выборы стоит пойти, “чтобы никто не мог воспользоваться твоим голосом”, что “выборы могут не состояться, если мало народу придет, а это трата лишних денег”, что “тогда будет больше шансов выбрать достойных”.
Практически единственный аргумент их оппонентов – “результаты выборов в любом случае не заслуживают доверия: выборы – это “бутафория”, скрывающая “истинные” механизмы формирования и воспроизводства властных структур”.
Нужно ли убеждать людей участвовать в выборах? Половина опрошенных (49 процентов) считают, что нужно, а чуть менее трети (30 процентов) уверены, что этого делать не следует. Интересно, что при этом многие из тех, кто не собирается участвовать в выборах, выступают “за” агитацию (22 процента), а многие из тех, кто собирается голосовать, высказываются “против” нее. Последние не хотят, чтобы на них “давили”, и считают, что каждый взрослый человек сам может принять решение, куда и когда ему идти. Первые же рассуждают так: “если не убеждать, то никто не пойдет”, “есть люди пассивные, их нужно расшевелить”, “некоторые и не знают о выборах, куда идти голосовать”, “люди должны знать, для чего нужны выборы”, “нужно знать, какие существуют партии”, “рассказать о делах партий”, ведь “люди могут не голосовать и потому, что плохо знают кандидатов”.
Наиболее эффективной в плане повышения явки, например, молодежной аудитории, согласно опросу ФОМ, является телевизионная агитация. Молодые избиратели довольно часто уверяют, что на их решение принять участие в выборах повлияли “агитационные концерты, мероприятия, выступления артистов”.
Достаточно высоко в обществе доверие к избирательным комиссиям и, в частности, к Центризбиркому. ЦИКу доверяют 47 процентов опрошенных. Среди доверяющих Центр-избиркому попадаются и такие, кто пока твердо не решил, пойдет или не пойдет на выборы.
Опрошенные представители региональных элит почти единодушно поддержали точку зрения, согласно которой высокая явка является безусловным благом. “Мне бы хотелось, чтобы как можно больше людей пришло на выборы, потому что из большего числа людей все-таки больше найдется трезвых голов, которые могут реально оценить ситуацию в стране и сделать более правильный выбор”, – заявил эксперт из Мурманска.
Высокая явка – это симптом здоровья общества. Так считает представитель региональной элиты из Смоленска. “Чем больше людей придет на выборы, тем больше потом сможет сказать: я этих депутатов выбрал, и я ответствен за то, что они делают” – так ответил на вопрос о важности высокой явки на выборах эксперт из Барнаула.
И лишь один из респондентов высказался против высокой явки: “Пусть приходят только те, кто хочет прийти. А то приходят с похмелья и голосуют, как сосед пьяный скажет, абсолютно даже не разбираясь, о чем речь идет”.
В связи с таким мнением надо отметить: нынешнюю предвыборную кампанию в недостаточной информационной открытости не упрекнешь. Сведения об имуществе и доходах кандидатов в депутаты размещены в Интернете. Любой желающий найдет их на официальном сайте ЦИК России (www.fci.ru).
С 7 ноября начнется официальная предвыборная кампания в СМИ. Так что избирателю остается только смотреть, слушать, читать и делать свой личный, а не как у соседа, выбор. Для того чтобы новая Дума стала лучше прежней, нужны трезвые головы избирателей.
Наталья ВОЛГИНА.