Вот и отзвенело веселое лето, наступила осень. А вместе с ней – горячая автолюбительская пора подготовки машин к зиме. К тому же, по статистике ГИБДД, пик числа желающих пройти обязательный техосмотр приходится либо на весну, либо на осень. И, как водится, появляется масса вопросов: от привычных вроде “какие документы нужно взять с собой на ТО?” до более сложных. Нынче, после введения обязательного автострахования, их особенно много. И в почте “Республики Татарстан”, и в отделе писем УГИБДД накопилось порядочное количество обращений татарстанцев с просьбой прояснить ту или иную неясность. Дать исчерпывающие ответы на интересующие читателей вопросы согласился начальник государственной станции технического осмотра УГИБДД МВД РТ Марс Резванов.
– Очень часто ко мне обращаются с просьбой разрешить получение талона о прохождении техосмотра без полиса обязательного автострахования, – говорит Марс Харисович. – Увы, ничего не получится. Наличие страхового полиса регламентировано Федеральным законом “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”. Полис внесен в список документов, обязательных для прохождения техосмотра, и проигнорировать подобное требование ГИБДД не может. Бывает, что автовладелец мотивирует свою просьбу тем, что сегодня активно муссируются слухи об отмене закона об автостраховании: мол, чего я буду деньги тратить, если завтра и без полиса можно будет обойтись? В таких случаях я советую поставить машину “на прикол” и на техосмотр приезжать после отмены: мы в своей работе руководствуемся не слухами, а документами.
Многих волнует, по какой цифре номера – первой или последней, ориентироваться при определении даты прохождения техосмотра. И в сотый раз я объясняю: ни по какой цифре, а по дате, указанной в старом талоне. Если в этом документе срок следующего ТО не указан, то талон действителен в течение года, в котором был выдан. Техосмотр по последней цифре госномера вводился в свое время для упорядочения потока авто, для равномерной загруженности станции ГТО. Сейчас в этом необходимости нет.
Перебираем стопку писем. Первое – от И. Закирова из Казани: “Мне дважды отказывали в выдаче талона ТО, поскольку на моей машине, по словам инспектора, неправильно установлены задние номерные знаки. Сначала он был прикручен к бамперу: мне объяснили, что так крепить номер нельзя – он не подсвечивается. Потом я поставил знак на место, но пришлось его немного изогнуть. Опять придрались… Что мне делать в этом случае?”
– Требования инспекторов обоснованы. Согласно требованиям ГОСТа Р 50577-93 задний регистрационный знак должен быть установлен таким образом, чтобы обеспечить его прочтение с расстояния не менее двадцати метров. Это вряд ли удастся, если знак изогнут. На иномарках часто не совпадают так называемые посадочные отверстия транспортного средства и знака. В этом случае выход один – крепить знак при помощи специального устройства, в продаже они есть.
“Существуют ли какие-то особенности проверки на тормозном стенде ПИКа авто, оборудованных антиблокировочной системой тормозов?” (А. Николаев, Нижнекамск).
– Могу вас успокоить – особых требований к таким авто не предъявляется. Все нормативные акты, регламентирующие требования к техническому состоянию транспортных средств, а также методы проверки эффективности торможения едины для всех авто.
“Меня оштрафовали за управление автомобилем, не прошедшим вовремя техосмотр. Но это – машина тестя, я управляю ей по доверенности. Зачем же наказывать не владельца, а водителя?” (И. Федоров, Набережные Челны).
– Все правильно. К ответственности за управление техническим средством, не прошедшим техосмотр, привлекается именно водитель, независимо от того, на каком основании он им управляет.
“По-моему, инструментальный контроль – своеобразный способ вымогательства: раз заплатил – не прошел, два заплатил – не прошел… Сколько же раз положено платить и в течение какого времени я могу бесплатно пройти повторный инструментальный осмотр? Согласитесь, отдавать деньги несколько раз за одну и ту же процедуру не хочется…” (Ф.Самигуллин, Бугульма).
– Согласно существующим правилам пройти повторно инструментальную проверку бесплатно можно в течение двадцати дней. Если опоздаете, придется платить еще раз. А насчет способа вымогательства… Тут можно поспорить. Я считаю, что как раз в случае инструментальной проверки все данные максимально достоверны: техника врать не приучена.
“Не прошел техосмотр из-за того, что не работал прерывистый режим “дворников”. Правомерны ли действия инспектора, который при отказе руководствовался каким-то ГОСТом?” (О.Никитин, Казань).
– Инспектор в вашем случае не прав. В ГОСТе Р 51709-2001, на который, по-видимому, ссылался инспектор, регламентируется только частота перемещения щеток по мокрому стеклу на максимальной скорости – она должна быть не менее 35 двойных ходов в минуту.
“Отказали в выдаче талона ТО, хотя машина признана исправной. Говорят, лекарства в аптечке просрочены. Неужели это такой веский аргумент?” (О.Викторова, Казань).
– ГОСТ Р 51709 – 2001 “Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки” обязывает автовладельца комплектовать аптечку препаратами, пригодными к употреблению, – так что аргумент веский.
“Инспектору “не понравился” огнетушитель в моей машине: маленький, мол. Это что же – я и выбрать не могу такой, какой мне нравится?” (Ф. Фалляхов).
– Легковые и грузовые автомобили должны быть укомплектованы огнетушителем объемом не менее двух литров, автобусы и грузовые авто, предназначенные для перевозки людей, – двумя огнетушителями, один из которых должен находиться в кабине водителя, второй – в пассажирском салоне или кузове. Кстати, нельзя использовать огнетушители без пломб и с истекшими сроками годности.
“Нужны ли дублирующие номерные знаки на моей “Газели”, ведь я не собираюсь использовать ее в качестве маршрутного такси?” (И. Фиргатов, Апастово).
– Независимо от того, будете ли вы использовать свой автомобиль как маршрутное такси, дублирующие знаки нужны. Высота цифр должна быть не менее 300 миллиметров, ширина – не менее 120, толщина штриха – 30 миллиметров, размер букв – 2/3 от размера цифр.
“Недавно поставил на свою БМВ спортивный руль. Приятель сказал, что техосмотр я теперь не пройду. Это правда?” (Ф.Сибгатуллин, Казань).
– Ваш приятель прав: автомобиль, оборудованный нестандартным рулем, техосмотр не пройдет.
“Могу я самостоятельно поставить газобаллонную систему на свой “Москвич”? (П.Салимзянов, Баландыш).
– Ни на “Москвич”, ни на какую другую машину самостоятельно ставить газовое оборудование нельзя. Это можно сделать только в автосервисе, на специально оборудованной станции, имеющей лицензию на проведение таких работ. И если вас не пугает опасность собственноручной установки столь серьезного оборудования, подумайте хотя бы о том, что техосмотр ваша “самоделка” не пройдет.
“У меня “Ауди”, машина довольно дорогая. Недавно камешком, вылетевшим из-под колес идущего впереди грузовика, мне повредило ветровое стекло – оно треснуло. Трещина небольшая, но пройти техосмотр мне не удалось. Инспектор мою “Ауди” завернул, предложив поменять стекло. Прав ли он?” (Д. Автандилов, Казань).
– Наличие трещин на ветровых стеклах в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, действительно может стать причиной отказа в проведении техосмотра. Стекло придется поменять.
“Разрешено ли устанавливать “кенгурятник”, состоящий только из передней дуги?” (О. Галявиев).
– Нет, так как это не предусмотрено заводом-изготовителем.
“На двигатель своего автомобиля (ВАЗ-21093) я самостоятельно установил систему распределенного впрыска топлива. При установке использовал только стандартное оборудование. Каково же было мое удивление, когда в проведении техосмотра отказали, да еще и пригрозили снять госномера” (О.Панкратов, Казань).
– Вы внесли изменения в конструкцию своего транспортного средства, тем самым изменив модель двигателя. Это, понятно, не соответствует данным, указанным в регистрационных документах. Чтобы не было проблем с техосмотром, внесение изменений конструкции вам нужно оформить документально. По этому поводу рекомендую вам проконсультироваться в отделе технадзора ГИБДД – городском или республиканском.
“В Мордовии, говорят, проведение техосмотра предоставляют частным фирмам. Стоимость прохождения ТО в этом случае, естественно, многократно возрастает. Возможно ли такое у нас?” (Ф.Тимофеев, Бирюли)
– Такое практикуется не только в Мордовии. Подобный опыт есть и в Москве, и в Самаре. С частными фирмами заключают договора о проведении техосмотра. В Татарстане изначально было решено оставить техосмотр только на “государственных рельсах”.
“Мы покупаем подержанную иномарку, и там не работает ручной тормоз, машина не укомплектована аптечкой, огнетушителем и еще некоторыми мелочами. Зарегистрируют ли мою машину и смогу ли я пройти ТО?” (И.Федорычева, Казань) .
– Машину зарегистрировать вы сможете, а вот пройти техосмотр – только после того, как укомплектуете машину всем необходимым.
“Пройти техосмотр с первого раза довольно трудно. А вот купить – гораздо проще. Выходит, у кого больше денег – тот и с талоном?” (В.Савельев, Казань).
– По-моему, вопрос поставлен некорректно. Купить талон о техосмотре официально нельзя, то есть и вы, и человек, предлагающий вам такую сделку, поступаете противозаконно. И уж тем более не слишком порядочно распускать слухи о том, как кто-то “купил” инспектора. Вы знаете о конкретном подобном случае? Звоните ко мне на станцию, и я приму меры. Можно обратиться по телефону доверия ГИБДД (549082). А вот так огульно обвинять сотрудников ГИБДД во взяточничестве, думаю, не слишком красиво.
Почту читала