Вчера в Казани открылась новая выставка из собрания Государственного Эрмитажа – “Искусство Франции XVII – XVIII веков”. Свыше 200 произведений живописи, скульптуры, шпалерного ткачества, мебели, фаянса и фарфора дают представление о развитии изобразительного искусства Франции в то время, когда она стала законодательницей европейской художественной моды.
В церемонии открытия выставки приняла участие и.о. заместителя Премьер-министра – министра культуры Татарстана Зиля Валеева. Она отметила, что со времени открытия в Казани Эрмитажного центра это уже седьмой по счету совместный проект заповедника “Казанский Кремль” и Государственного Эрмитажа. “Мы столько интересного уже увидели в центре “Эрмитаж-Казань”, и нынешняя выставка тоже по-своему уникальна. Хотя задумывалась она давно, символично, что мы открываем ее в год, который в России объявлен Годом Франции”.
В свою очередь заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа Владимир Матвеев отметил, что выставка французского искусства в Казани проходит не только в рамках Года Франции в России, но и в преддверии празднования 65-летия Победы. “Эта дата для нас, сотрудников Эрмитажа, очень значима”, – подчеркнул он. Ведь если бы не героизм и само-отверженность музейных работников, которые в годы войны порой ценой собственной жизни спасали художественные ценности от осквернения и уничтожения, возможно, многое из того, что представлено на выставке, мы не увидели бы…
Открывает экспозицию бронзовая модель памятника Людовику XIV, созданного одним из крупнейших скульпторов XVII века Франсуа Жирардоном, изобразившим “короля-солнце” в одеждах римского императора и верхом на коне. (Сам памятник был установлен в 1692 году в Париже на Вандомской площади и разрушен во времена Французской революции.)
Не секрет, что Эрмитаж обладает великолепным собранием французской живописи XVII – XVIII веков, и полотна, представленные в Казани, позволяют проследить становление основных направлений французской школы этого периода. С официальным придворным искусством эпохи Людовика XIII знакомят работы, вышедшие из мастерской “первого живописца короля” Симона Вуэ, где под его началом работали талантливые ученики Эсташ Лесюэр (“Введение во храм”) и Франсуа Перрье (“Геркулес среди богов Олимпа”). С творчеством крупнейших мастеров французского классицизма XVII века знакомят полотна Никола Пуссена и Клода Лоррена.
Ярким представителем “большого стиля” французского искусства является крупнейший мастер второй половины XVII столетия Шарль де Лафосс, соединивший в своем творчестве принципы французского классицизма и богатейшего живописного наследия итальянской школы. Шарль де Лафосс представлен двумя произведениями – “Хождение по волнам” и “Явление Христа Марии Магдалине”.
Французскую живопись XVIII века невозможно представить без имени Антуана Ватто. В собрании Эрмитажа насчитывается около десятка его полотен, но в Казань шедевры Ватто, к сожалению, “не приехали”. Зато неплохо представлены последователи созданного им жанра “галантных празднеств”. Отсутствие Ватто также компенсируют полотна Клода Верне, Франсуа Буше, Жана Батиста Грёза и других крупнейших французских живописцев восемнадцатого века.
Начиная с XVII века и на долгие годы Франция становится законодательницей в области прикладного искусства. Для мебели этого времени характерны монументальность объемов и пышность украшений, стены интерьеров украшают шпалерами… Среди экспонатов выставки также знаменитый севрский фарфор, художественная бронза и многое другое.
Выставка “Искусство Франции XVII – XVIII веков” продлится в Казани до января 2011 года. Планируется, что на ее фоне будут проходить лектории и образовательные программы, творческие встречи с представителями современного французского искусства. А первую лекцию по традиции прочитает генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, которого уже на днях ждут в Казани.
Ольга КРУЧИНА.