Как водочная посуда стала невозвратной,

На новую – компьютерную технологию печати перешли в сентябре “Агрызские вести”.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

information_items_1347366910

На новую – компьютерную технологию печати перешли в сентябре “Агрызские вести”. После более чем десятилетнего перерыва на страницах этой газеты появились фотографии и красочные иллюстрации. Раньше о такой “роскоши” журналистам из-за технической отсталости местной типографской базы оставалось лишь мечтать. Издание выглядело крайне уныло и блекло. Теперь оно ожило в прямом смысле слова.


На первый взгляд, о новшестве в одном из самых отдаленных районов республики можно было бы и не упоминать – настолько это событие рядовое даже по меркам местной печати. Однако обращает внимание на себя довольно примечательная деталь. Отныне в Татарстане осталась единственная районная газета, которая еще вынуждена выходить старым дедовским способом – высокой печатью на линотипе – это буинское “Знамя”. Остается надеяться, что и ее коллектив ощутит дыхание цивилизации в самой ближайшей перспективе. Правда, как это уже заведено, многое здесь будет зависеть от финансовой щедрости учредителя “Знамени” – местной администрации.


А вот мамадышскую “Вятку” районное руководство без внимания не оставляет. Журналисты с головой окунулись в процесс упорядочения собственности: отныне русский и татарский варианты газеты вместе с издательством объединены в единое государственное учреждение “Информпечать “Нократ (Вятка)” с четким подчинением местной администрации. Видимо, модное веяние – укрепление вертикали власти – нелишнее явление и на местах.


Переходя от обзора форм к содержанию газет, нельзя не упомянуть о возросшей на излете отпускной поры страсти районщиков к перепечаткам из других изданий. На мелких заимствованиях заострять внимание не станем – их, как всегда, предостаточно. Выделим наиболее заметные. Так, муслюмовские “Сельские огни” порадовали читателей пространной перепечаткой из еженедельника “Семья”, которая посвящена новому увлечению состоятельных москвичей – спиритическим сеансам с душами умерших родственников. Общение с обитателями загробного мира, как выясняется, позволяет предвидеть собственную судьбу и, соответственно, избегать возможных ошибок в дальнейших поступках. Вещь, несомненно, заманчивая, но вряд ли она особенно вдохновила провинциалов – всесильные маги берут с клиентов за свидание с покойниками просто-таки умопомрачительные суммы.


А вот верхнеуслонская “Волжская новь” заимствовала из “Экспресс-газеты” скандальную публикацию о разладе в семье Героя Советского Союза Валентины Терешковой. Материал представляет собой исповедь зятя первой женщины-космонавтки Игоря Майорова, который поведал изумленной публике о крайне несносном характере “Чайки” – так по позывным в радиоэфире во время полета Терешковой в космос в июне 1963 года ее и по сей день называют многие знакомые.


Майоров в мельчайших подробностях расписал “вздорную тиранку” Терешкову, фактически обвинив ее в том, что Валентина Владимировна не только не сумела сохранить собственный, благословленный самим Брежневым брак с космонавтом Андрианом Николаевым, но и постоянно мешала личной жизни дочери Елены – бывшей жены автора повествования. В результате брак Майоровых распался, и под влияние “коварной” “Чайки” попал ее малолетний внук. В представлении отца мальчика это означает печальную перспективу: сын запрограммирован повторить неудавшуюся судьбу своей матери…


О несладкой – на сей раз посмертной – жизни другого Героя Советского Союза, нашего земляка Петра Лихачева поведала спасская “Новая жизнь”. Журналисты рассказали, в каком плачевном состоянии на родине этого участника Великой Отечественной войны, в деревне Красный Вал, находится памятник ему. Подходы к нему заросли непроходимым бурьяном, ограда покосилась, а бюст с изображением Лихачева рассыпался под воздействием неумолимого бега времени. Многие из сельчан давно позабыли, кому, собственно, был поставлен памятник. Вот и стоит сегодня на заброшенном пустыре обезглавленный пьедестал – горьким укором современникам…


В соседнем районе, сообщают “Алькеевские вести”, ветераны устали жаловаться на отвратительное качество телефонной связи. Жители села Старое Алпарово свидетельствуют, что, несмотря на исправную оплату, в некоторых домах связисты без объяснений периодически отключают телефоны на два-три месяца и более. Поиски справедливости обычно оканчиваются безрезультатно. Ясно, что местная АТС старая и в ее работе могут случаться перебои. Но почему же столь продолжительные и со столь завидной регулярностью? Уж не с самоуправством ли люди имеют дело?


Между прочим, единственный номер телефона, на который связисты до сих пор не “покушались”, по документам числился за ветераном Великой Отечественной войны М.Азимовым. В дом к нему обычно и наведывались в гости многочисленные односельчане, когда обстоятельства заставляли их куда-то позвонить. Ведь иного способа поддерживать оперативную связь с остальным миром не было. Увы, недавно уважаемый аксакал ушел в мир иной, и телефон в его доме – представьте себе! – тут же отключили.


А если, не дай бог, случись у кого-то пожар? Или помощь врача потребуется?


Население тукаевской деревни Октябрь-Буляк, как информирует местный “Светлый путь”, мучала другая проблема: уже в течение семи лет ждут сельчане в своих домах газа. С тех самых пор, когда давным-давно с них собрали деньги за подводку “голубого топлива”, затем подрядчики ввели регулярные поборы. Люди в них совсем запутались – так широк “ассортимент” дополнительных “услуг”. Вот, например: за изменение проекта (стоимость по тарифу составляла 300 целковых), удлинение труб (от тысячи до двух тысяч), их подводку до дома (от 50 до 150), покраску труб (50), установку печи (250), испытание системы (200). Любопытно, что последний вид работ выставлялся к оплате уже неоднократно, причем с неизменно повышающим коэффициентом. Не стоит, естественно, напоминать, что некоторые перечисленные услуги изначально включались в стоимость газификации дома, а квитанции за некоторые сборы никто из бесправных “клиентов” на руки так и не получил. Так что куда на самом деле утекали денежки, сказать трудно.


После введения газовиками очередного “налога” терпение отчаявшихся жителей захолустной деревни лопнуло. Они убедились, что “благодетели” просто дурят их, специально затягивая процесс газификации, дабы собрать с людей (в основном пожилых и – без того нищих!) побольше денег. Через газету в адрес районной администрации пострадавшие направили открытое письмо с требованием пресечь бессовестные поборы.


Но “наверху” пыл жалобщиков из Октябрь-Буляка поумерили. Выяснилось, что в своих претензиях они не одиноки – в соседних населенных пунктах ситуация столь же безрадостная. И повсюду у мздоимцев нашлись “убедительные” отговорки…


Особого рода проблема взволновала читателей “Ютазинской нови”. Оказывается, с мая местные магазины прекратили прием водочной стеклопосуды. “Больно видеть, – написал один сердобольный житель Уруссу, – как на улицах и помойках теперь валяются бесхозные пустые поллитровки. Это не что иное, как вопиющая бесхозяйственность!” Журналисты посчитали данное мнение обоснованным и обратились за разъяснениями к руководству “Татспиртпрома”.


Вскоре от заместителя его генерального директора пришел неутешительный ответ. Он гласил, что возвратные бутылки из-под водки агенты этого производственного объединения отныне не принимают по всей территории республики. Причина – внутри вышеозначенной тары обычно присутствует несмываемый налет или осадок. В результате на предприятиях “Татспиртпрома” раньше вынуждены были тратить значительные средства на очистку и обработку бутылок. Кроме того, в обороте оказалось много продукции в нестандартной таре, и попадание ее на производственные линии приводило к их остановкам или даже нарушениям технологического режима. Все это в конечном итоге вело к удорожанию производства. Вот потому-то и было принято решение – выпускать водку исключительно в новой посуде.


Самая настоящая водная посудина при неблагоприятном стечении обстоятельств потребуется скоро каждому из жителей Алексеевского, сетует газета “Заря”. А все потому, что райцентр… затапливает.


Куйбышевское водохранилище начало наступление на Алексеевское сразу, как только в его окрестностях началось строительство Камского моста взамен бывшей переправы у села Сорочьи Горы. Дело в том, что прямо у берега райцентра начали работать речные земснаряды, в задачу которых входил намыв дамбы к мостовому переходу. Как известно, количество песка, которое в итоге залегло в тело дамбы, исчислялось десятками тысяч кубометров – по масштабам местной экосистемы объем колоссальный.


При всей грандиозности замысла проектировщики не учли, казалось бы, мелкой детали – переброска песка (а она по-прежнему продолжается в связи с доводкой дамбы до “кондиции”) с углублением дна Камы напротив Алексеевского вызвала стремительную эрозию береговой линии. Сначала исчезла старейшая жемчужина местного ландшафта – Зеленовский овраг, по которому в реку уходили сточные воды. Вместо него на мелководье прямо напротив прибрежных улиц образовалось зловонное болото. Вопреки первоначальным расчетам мостостроителей, вода у берегов перестала циркулировать. Местная эпидемслужба запретила в реке купаться. Затем Кама подошла впритык к домам, а где-то под воду начали уходить целые огороды. Наконец, у большинства алексеевцев в этом году случилась новая беда – затопило погреба.


В Алексеевском бьют тревогу: село нуждается в надежной инженерной защите. В противном случае Кама может поглотить райцентр, как когда-то при зарождении водохранилища похоронила десятки красивых населенных пунктов…

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще