Земельную реформу не остановить

Два года назад в России был принят новый Земельный кодекс.

Два года назад в России был принят новый Земельный кодекс. Он внес немало новшеств в сферу земельных отношений, в частности, узаконил куплю-продажу земли. Что изменилось с тех пор, как осуществляется земельная реформа в республике? На эти и другие вопросы мы попросили ответить министра земельных и имущественных отношений РТ В.Васильева.


– В области реформирования земельных отношений наша республика опережает многие российские регионы, – отметил Валерий Павлович.- Именно Земельный кодекс РТ, принятый в 1998 году, впервые разрешил продавать и покупать землю. Это позволило разогреть рынок земли, поэтому к моменту принятия в 2001 году российского Земельного кодекса Татарстан уже был готов к практическому осуществлению преобразований.


– Известно, что между республиканским и федеральным законодательствами имелись разногласия. Как вы их преодолеваете?


– Действительно, по некоторым вопросам имелись разночтения, более того – отдельные статьи нашего Земельного кодекса были отменены, из-за чего возникла необходимость приведения его в соответствие с федеральным законодательством. Поэтому мы подготовили проект закона “О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс РТ”, который необходимо принять в ближайшее время, иначе ход земельной реформы замедлится.


– А какие принципиальные моменты появились в последней редакции Земельного кодекса РФ?


– Он утвердил основной принцип реформ – платность земли. Напомню, что бесплатно землей сейчас могут пользоваться только государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и местного самоуправления. Во всех остальных случаях (для коммерческих целей, для строительства, в том числе и жилья, для разработки полезных ископаемых и т.д.) земля предоставляется в собственность или в аренду через торги.


Хотя земля и является сейчас предметом экономического оборота, закон подтверждает главное значение земли как основы жизни и деятельности человека, важнейшего национального богатства страны. Например, у нас в республике 84 процента государственной собственности – это государственные земли, которые оцениваются в сумму около 1,2 триллиона рублей.


Новацией в сфере земельных отношений является и то, что земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости составляют единое целое.


– Как это единство реализуется в республике?


– Мы приняли закон об установлении цены земли при выкупе ее собственниками объектов недвижимости и предприятий, инструкцию о порядке переоформления прав на землю. Как вы знаете, Татарстан с началом рыночных реформ выбрал путь “мягкого” вхождения в рынок. Применительно к земле это означало, что с самого начала в республике были установлены самые низкие среди субъектов России цены. Например, в прошлом году в республике землю можно было купить в 3-4 раза дешевле, чем у наших соседей. В результате основная масса крупных предприятий выкупила свои земельные участки и в бюджет республики от продажи земли поступило более миллиарда рублей. А вообще, уже два года предприятия и объекты недвижимости приватизируются вместе с землей как единый объект.


– Кстати, многие руководители предприятий считают, что цены на землю все растут…


– А они и будут расти – цену диктует рынок. В этом году, к примеру, цены выросли по сравнению с прошлым годом в 3-4 раза и сегодня составляют в среднем по Казани 190 рублей за квадратный метр, в Набережных Челнах – 110 рублей, в Альметьевске, Нижнекамске и других городах – от 20 до 100 рублей, и это не предел. Ведь рынок земли только развивается. Причем рыночная цена свободных земель намного выше. Например, в Казани – в среднем около тысячи рублей за квадратный метр, а на обочине дорог по главным автомагистралям республики (под АЗС и другие объекты придорожного сервиса) – до 5 тысяч рублей за квадратный метр. Естественно, по мере роста спроса цены будут повышаться.


– В прошлые годы многие жаловались, что оформление предоставления земельных участков под строительство длится чуть ли не около года. Сейчас положение изменилось?


– По инициативе нашего министерства в прошлом году принято постановление Кабинета Министров РТ об утверждении регламента изъятия и предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта по принципу “одного окна”. Была создана республиканская межведомственная комиссия, в которую вошли руководители всех заинтересованных министерств и ведомств, согласующих размещение объектов. Такие же комиссии есть при администрациях городов и районов.


– И что это дало?


– Я считаю, что процедура оформления намного упростилась. Если раньше заявитель самостоятельно должен был обойти все согласующие инстанции, на что уходили месяцы, а иногда и год, то сейчас комиссии в районах еженедельно, а при нашем министерстве – один раз в две недели – собираются и дают окончательное заключение, на основе которого принимается решение. По моим подсчетам, при организованной работе всех участников комиссии на согласование должно уходить не более двух недель. Но, к сожалению, не всегда это получается. Некоторые министерства и ведомства продолжают работать по старинке: затягивают сроки, требуют дополнительные справки и даже плату за согласование, хотя эта работа входит в их обязанности. Особенно сильно “волокитят” вопрос Министерство экологии и природных ресурсов РТ, Госгортехнадзор, санэпидстанция, Министерство культуры РТ.


– В начале текущего года вступил в силу Закон РФ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Как в нашей республике идет его реализация?


– Федеральный закон предусматривает, что каждый субъект РФ сам определяет момент начала приватизации земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому мы подготовили законопроект “О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Татарстан”, который был принят Государственным Советом РТ 17 июля 2003 года и вступил в силу 19 августа. Теперь гражданам и юридическим лицам официально разрешено приобретать в собственность государственные и муниципальные сельхозугодья.


Закон позволяет собственнику земельной доли продать, подарить, обменять, передать ее по наследству, отдать в залог, доверительное управление, внести в уставный капитал юридического лица, а также выделить в натуре земельный участок в счет своей доли. Однако при этом следует помнить о необходимости правильного оформления своих действий по распоряжению земельными долями. Еще раз хотел бы обратить внимание собственников земельных долей на следующий момент: при внесении земельной доли в уставный капитал акционерного общества они утрачивают на нее право собственности. Более подробно о правах собственников земельных долей наши специалисты уже рассказывали на страницах газеты “Республика Татарстан”.


– Валерий Павлович, многие интересуются, как приобрести государственные сельскохозяйственные земли в собственность.


– Закон отвечает на этот вопрос прямо: только на торгах или через три года добросовестной аренды. Но при этом покупатель или арендатор не вправе менять назначение земельного участка и должен использовать его только в целях сельскохозяйственного производства. В противном случае земельный участок изымается в судебном порядке.


Скажу, что сейчас мы готовим для продажи на торгах земельные участки в Лаишевском (300 гектаров) и Пестречинском (500 гектаров) районах.


– А сколько такие земли будут стоить?


– Государственные сельскохозяйственные земли должны продаваться по рыночной стоимости, а ее определяют независимые оценщики. Но, учитывая, что рынок сельскохозяйственных земель в республике только начинает формироваться, Кабинет Министров РТ своим постановлением установил минимальную цену, которая должна быть не ниже 25 процентов кадастровой стоимости при продаже и не менее 100 процентов – при внесении в уставный капитал.


– Прежде чем провести какие-то операции с землей, участок должен быть сформирован и оценен. Какие организации в республике сегодня оказывают эти услуги?


– Сегодня в республике около 80 организаций осуществляют межевание земли. 42 из них созданы путем преобразования из районных и городских земельных бюро, которые с 1993 по 2001 год функционировали при районных и городских земельных комитетах, выполняя технические работы по заявкам предприятий и граждан. Сейчас большинство из них преобразуется в акционерные общества или в общества с ограниченной ответственностью, становятся частными. Государству выгодно, чтобы появлялось больше организаций, оказывающих на коммерческих условиях полный пакет услуг по оформлению документов на землю – от межевания до получения документов в регистрационной палате. Жестче конкуренция – значит, ниже цены и выше качество услуг.


Беседовала


Наиля КЛЕВЛЕЕВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще