На состоявшемся на днях заседании Комиссии по безопасности дорожного движения при Кабмине РТ обсуждались вопросы о подготовке к зиме транспортных артерий республики и транспорта.
Вроде бы истинность поговорки о санях, которые нужно готовить летом, никто не оспаривает. Однако проверка готовности дорожных и коммунальных организаций свидетельствует, что сию аксиому большинство руководителей воспринимает в основном теоретически.
К примеру, вспомним о парке снегоуборочной техники. Вопрос о приобретении новых автогрейдеров, роторов актуален уже не первый год, но и нынче их закуплено совсем немного. Так, в Спасском МПП ЖКХ оснащенность снегоуборочной техникой составляет всего 10 процентов, в МПОЖиБ Елабуги – 25, в Атнинском предприятии – 30. А если учесть, что в большинстве подобных организаций республики значительная часть уборочных агрегатов дышит на ладан – износ техники составляет от 95 процентов в Менделеевском филиале РГУП ПРСО “Татавтодор” до 70 – в ГУП “Рыбнослободское МПП ЖКХ”, то можно без особых усилий представить себе, насколько плачевным будет состояние республиканских дорог предстоящей зимой.
По планам подготовки дорожных организаций к холодам их стопроцентная готовность должна быть обеспечена к 16 октября. Но даже столичные дорожники “не боятся зимы” пока всего на 65 процентов.
За 8 месяцев этого года в Татарстане зафиксировано 2884 дорожно-транспортных происшествия, унесших жизни 361 человека. Машин на дорогах все больше, а дисциплинированных водителей – все меньше. Почти на 9 процентов возросло число аварий, произошедших по вине водителей общественного транспорта, 45 ДТП на совести автобусников (рост на 62, 2 процента), 14 аварий спровоцировали водители трамваев (в два раза больше, чем в прошлом году), 11- водители троллейбусов (рост на 17,6 процента).
Свою негативную роль в этих случаях сыграли и износ техники, и, к сожалению, не всегда высокая профессиональная подготовка транспортников. В сентябре этого года в автотранспортных и предприятиях и подразделениях “Горэлектро-
транспорта” прошла аттестация водителей, выявившая довольно слабое знание последними правил дорожного движения. Треть “профессионалов” вынуждена была сдавать экзамен повторно… Приплюсуем к этим факторам еще несколько – недостаточный контроль за техническим состоянием автобусов в некоторых автотранспортных предприятиях и порой вообще отсутствующий предрейсовый медосмотр водителей (такое отмечено, например, в Спасском АТП), то ситуация прорисовывается аховая… Помните печальное происшествие с “пазиком” Черемшанского автопредприятия в прошлом году, заставившее поседеть не одну “транспортную” голову? Тогда от трагедии, аналогичной произошедшей в Сорочьих Горах, пассажиров и водителя спас… дощатый туалет. На съезде со злосчастного “сорочинского” спуска у “пазика” отказали тормоза, водитель чудом успел отвернуть от реки, и, пропахав частный огород, снеся хлипкий “санузел”, автобус остановился в десятке сантиметров от кирпичной стены. Так вот, особых выводов руководство Черемшанского АТП из этого происшествия не сделало. Хотя, по словам заместителя министра внутренних дел Рафила Нугуманова, следовало бы: не жаль пассажиров – пожалейте хотя бы себя. Слышали об аварии в Чувашии, когда в перевернувшемся “пазике” (ох уж эти “пазики” и их непредсказуемые тормоза!) погибли 15 человек? Водитель автобуса понес наказание в виде лишения свободы на восемь лет, а механик, выпустивший этот автобус на линию, получил шесть лет.
В Черемшане же вместо предыдущего, практически фиктивного, договора на проведение необходимых технических процедур с местной МТС заключен “пакт” с Чистопольским автопредприятием. Теперь для ежемесячного осмотра автобусы придется гонять в Чистополь, обойдется это в полторы тысячи рублей с машины. Потянут ли в Черемшане такие траты, и не станет ли такой осмотр “фиктивным браком”?
Особая головная боль сегодня связана с частными перевозчиками. С одной стороны, с их появлением расширился рынок транспортных услуг, появились новые маршруты, так что добраться до пункта назначения горожанам стало легче. Ассоциация частных перевозчиков Казани сегодня объединяет под своим началом 226 индивидуальных перевозчиков (1202 единицы автотранспорта), некоммерческое партнерство частных перевозчиков в составе 283 предпринимателей насчитывает в своем парке около тысячи автобусов. Жаль только, что удобства, предоставляемые частниками, перечеркиваются опасностью проезда в таких авто. По данным Татарстанского республиканского отделения Российской транспортной инспекции, по вине водителей частных автобусов совершено 35 ДТП (в три раза больше, чем в прошлом году). Итоги первого этапа операции “Автобус” показывают, что подавляющее большинство частных автобусов грешат перегрузом – в небольшую “Газель” в “час пик” втискивается до 20 пассажиров. В путевых листах отсутствуют отметки медика и механика, водители умудряются проводить за рулем по 14-16 часов. Несколько водителей были задержаны в нетрезвом состоянии… “Гонки”, которые устраивают водители частных авто на городских дорогах, дабы первым подъехать к остановке общественного транспорта и захватить побольше клиентов, вообще уже никого не удивляют.
Продемонстрированный начальником транспортной инспекции Борисом Смирновым паспорт маршрута одного из казанских предпринимателей удивил собравшихся. В этом, с позволения сказать, документе не было ни единой печати, ни отметки о согласовании маршрута с ГИБДД, ни даже фамилии владельца авто и сведений о машине. Если не считать подписи одного из руководителей городского комитета по транспорту и связи, пачка листов оказалась девственно чистой… Собственно, объяснить спешку, с которой оформлялся этот документ, достаточно просто: владельцу не терпелось выпустить автобус на линию, ибо маршрут под номером 121 (Горки II – ЦУМ) всегда считается очень прибыльным…
Как и почему сей паспорт появился на свет, предстоит выяснить комиссии, однако, по словам начальника УГИБДД МВД РТ Рифката Минниханова, на дорогах было бы куда больше порядка, если бы в первую очередь такие маршруты распределялись между муниципальными предприятиями и только потом – между частниками.