Пожалуй, самым горячим вопросом на состоявшемся на днях заседании республиканской Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения, прошедшем под председательством и.о. руководителя аппарата Кабинета Министров Шамиля Гафарова, стали школьные перевозки. Проблем здесь действительно накопилось немало, и особенно актуальными они становятся в свете расформирования так называемых малокомплектных школ в небольших населенных пунктах.
Но перевозка детей – это вам не доставка грузов, для ее осуществления необходимо выполнение целого ряда требований. Например, несколько иначе, чем для обычного междугородного или пригородного маршрута, разрабатывается паспорт маршрута школьного, предъявляются особые требования к техническому состоянию автобуса и квалификации водителя. “Детское” транспортное средство в обязательном порядке должно быть подключено к системе спутниковой навигации.
Начнем с дорог. Оказывается, не все сельские школы республики оборудованы асфальтированными подъездами. Правда, таких немного, и на доведение “до ума” участков трасс, ведущих к школам, наверняка хватит и средств муниципалитетов. Зато ко многим населенным пунктам по-прежнему ведут грунтовки. Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Павел Чернов сообщил, что многие маршруты школьных автобусов по этой причине составлены с нарушениями требований ГИБДД. И для того, чтобы привести их в соответствие с нормативными требованиями, по подсчетам специалистов Минтранса, потребуется шесть миллиардов рублей. Сумма серьезная, согласитесь. Но детей-то в школу возить надо!
Шамиль Гафаров предложил промежуточное решение проблемы. “Далеко не везде есть возможность доставить сельских детей в школу по асфальтовой дороге. Работать над этим будем, но пока давайте разрешим ездить вне асфальтовых дорог на определенных условиях. У нас все-таки нет гор, как, например, на Урале”, – сказал председатель комиссии.
Это предложение поддержал и глава республиканской ГИБДД Рифкат Минниханов: “Я мог бы полностью запретить перевозку детей по неасфальтированным дорогам. Но понимаю, что изыскать в одночасье шесть миллиардов рублей невозможно, так что в сегодняшних условиях нужно просто ограничить скорость передвижения школьных автобусов по таким участкам и контролировать ситуацию при помощи систем спутниковой навигации”.
Нешуточный спор разгорелся и по поводу установки на школьные автобусы так называемых “алкозамков”. По мнению Павла Чернова, практика использования этих устройств оказалась не слишком удачной: из двадцати пяти установленных в прошлом году десять уже отключены. Почему? Двигатели оборудованных “алкозамками” автобусов частенько либо вообще не заводятся, либо глохнут во время движения. К тому же водители сетуют на то, что при подключении такого прибора аккумулятор машины разряжается очень быстро. Однако, как заметил Рифкат Минниханов, принимать на веру жалобы водителей нужно осторожно: “Во всем мире алкозамки работают, а у нас обязательно возникают какие-то проблемы. Все нововведения трудно приживаются, и это еще не повод отказываться от хорошего начинания. Вспомните, как в свое время те же водители жаловались на неудобства после установки GPS-навигаторов, а некоторые их чуть ли не касками накрывали, чтобы сигнал не проходил. Однако сейчас все нормализовалось”, – сказал он.
Кстати, на просьбу журналистов прокомментировать приостановку работы ГУ “Дирекция АИУС-РТ” (наша газета писала о проблемах спутниковой навигации школьных автобусов в предыдущем вторничном номере. – Авт.) Рифкат Минниханов ответил, что, хотя этот вопрос и не находится в его прямой компетенции, он считает, что система навигации будет сохранена.
“Всплыла” еще одна проблема школьных автобусов. Оказывается, сотня приобретенных для образовательных учреждений “Fiat Ducato” сегодня не отслеживается центром спутниковой навигации. Почему? Оборудование, установленное на них, не адаптировано к татарстанской системе. По словам первого заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства, на “доработку” потребуется еще по тысяче рублей на каждую единицу транспорта. Скорее всего, денег понадобится куда больше, но и сто тысяч рублей на “доработку” уже установленного оборудования – дополнительная трата из республиканского кармана.
“Почему возникла такая ситуация? – возмутился Шамиль Гафаров. – Кто же писал техзадание на эти автобусы, откуда взялись приборы, не работающие с нашей системой? Зачем их было устанавливать?” Председатель комиссии потребовал незамедлительно разобраться в ситуации.
Есть сложности и с техобслуживанием школьных автобусов. Дело в том, что далеко не во всех районах республики есть пассажирские автотранспортные предприятия, а проводить регулярный техосмотр автобусов, например, в грузовых автопредприятиях, запрещено законом. Для сей процедуры нужно наличие специального оборудования и специалистов, имеющих лицензию на этот вид деятельности. В результате автобусы из двадцати трех районов приходится гонять в соседние ПАТП.
Этот вопрос решено обсудить отдельно.
Кроме школьных, комиссия рассмотрела еще несколько вопросов. Приятно, что нынче не вызывает особых тревог состояние республиканских автотрасс. Устойчивая погода явно благоволила татарстанским дорожникам. И, как следствие, дорожное полотно пострадало меньше, чем в предыдущие годы. Дорожники уже приступили к ямочному ремонту и санации трещин. Пока ямочный ремонт ведется с использованием холодного асфальтобетона, запасы которого были сформированы еще осенью. Тем временем асфальтобетонные заводы готовят к запуску, чтобы, как только установится положительная среднесуточная температура, продол-жить ямочный ремонт горячим асфальтобетоном.
Кроме вышеозначенных, комиссия рассмотрела еще несколько вопросов, касающихся организации контроля за лечебными учреждениями, имеющими лицензию на выдачу справок кандидатам в водители, и о размещении социальной рекламы по безопасности дорожного движения на строящихся объектах. О проделанной работе отчитались председатели комиссий по безопасности Актанышского, Бавлинского, Мензелинского, Нурлатского и Ютазинского муниципальных районов.