В последнее время дебаты вокруг действия закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а проще говоря – “автогражданки” достигли высшей точки. Каждый день с экранов телевизоров, со страниц газет и из динамиков радиоприемников мы получаем огромные порции информации, которые не только противоречат друг другу, но и выходят порой за пределы здравого смысла. С просьбой прояснить создавшуюся ситуацию наш корреспондент обратился к заместителю генерального директора страхового общества “Росгосстрах-Татарстан” Рушану Сафину.
– Рушан Харисович, кто же все-таки прав в этом затянувшемся споре – депутаты, автовладельцы, страховщики?
– Если отбросить эмоции в виде предвыборных и в какой-то степени истерических заявлений депутатов Госдумы, правы все. Поскольку закон касается всех граждан России. Все мы или водители, или пассажиры, или пешеходы. И если бы не год выборов в парламент, все бы решалось спокойно, в рабочем порядке. К сожалению, большая часть народных избранников не смогла избежать искушения и решила на волне критики АГО въехать в новый состав парламента.
– Значит, все-таки недоработки в законе есть и критика в его адрес имеет под собой почву?
– Мы никогда не говорили, что этот закон идеален и что у него нет недостатков. Страховое сообщество отмечало их на всех стадиях прохождения документа. Причем в пользу как страховщиков, так и страхователей. Нас, например, не все устраивает в механизме выплат и их размерах. Очевидно, что страхователям не нравится размер страхового взноса. Но был достигнут компромисс с условием, что пройдет время и можно будет вносить поправки и изменения. Но призывать отменить закон – это отбрасывать наше общество в прошлое, к криминальным разборкам на дорогах, к взяткам и другим малоприятным вещам. Над нами опять будут смеяться во всем мире.
– Главным объектом критики стало отсутствие льгот для ветеранов, инвалидов и участников войны…
– Глядя на то, как солидные дяди защищают права обездоленных, испытываешь ощущение, что они невнимательно читали закон. Во-первых, всем автовладельцам, кто получил автомобили по линии социального обеспечения, например, машины “Ока” для участников войны, государство должно компенсировать 50% страхового взноса. И в бюджете на 2004 год уже заложено на эти цели около 2,4 млрд. рублей. Во-вторых, как правило, пожилые люди страхуют свою ответственность на сезон, значит, уже уменьшается страховой взнос.
В-третьих, если брать ту же категорию людей, живущих на селе, то в этом случае снова действуют понижающие коэффициенты. Разве это не забота о малоимущих и заслуженных людях? Мало? Может быть. Тогда следует добиваться увеличения помощи, создавать условия большего наполнения бюджета, а не сваливать все беды на страховщиков.
– Но ведь большинство водителей ездит немного и осторожно. Почему такой фактор не учитывается при определении страхового взноса?
– Вы знаете, получается какой-то замкнутый круг. Кого ни спроси, все ездят аккуратно, никто не лихачит и не попадает в аварии. Да и кто признается, что он плохой водитель? Откуда же тогда берутся эти цифры – за последние 10 лет на российских дорогах погибло более 315000 человек, пострадало 2,5 млн. человек? Причем расклад по категориям такой: водителей из них 28%, пассажиров – 32% и почти 37% – пешеходов. Многие из пострадавших навсегда остались инвалидами. А по судебной статистике удовлетворена только треть исков о возмещении ущерба из-за вреда здоровью или гибели в ДТП.
Мы все говорим о водителях и забываем о пешеходах, а ведь закон направлен и на их защиту. Раньше ни один законодательный акт не защищал права этой части участников дорожного движения. Как будто у нас все ездят на собственных машинах. А между тем каждый год гибнет 14000 пешеходов. Общий ущерб от их гибели и ранений только за прошлый год составил 110 млрд. рублей! Я уже не говорю, что все наши показатели здесь хуже по сравнению с Европой, где дороги лучше, но и транспорта больше. Вдумаемся в эту ужасающую статистику.
И потом. В законе предусмотрено: если вы проездите год без происшествий, то на будущий сезон за безаварийность тариф понизят.
– А сколько уже автовладельцев приобрели полис АГО?
– По данным Всероссийского союза страховщиков, с 1 июля из 28,8 млн. автолюбителей обладателями полисов стали 3,5 млн. За это же время зарегистрировано 2,5 тыс. страховых случаев. По оценкам специалистов, Росгосстрах является лидером в этой области и его доля в этом сегменте рынка страховых услуг приблизилась к 40%. Что касается нашей республики, то, по данным на середину сентября, в специально созданные центры урегулирования убытков “Росгосстрах-Татарстан” от пострадавших было подано 94 заявления. По 60 из них уже выплачено 1168 419 рублей.