Большинство водителей уверены, что бензин на всех заправках одинаков, главное – не залить откровенно “паленое” или разбавленное какой-нибудь гадостью горючее. Между тем невидимые глазу и никак не определяемые потребителем различия существуют, на чем и пытаются сыграть сегодня крупные топливные компании, чтобы переманить покупателя.
Одинаково хороший на первый взгляд и по запаху бензин на самом деле у всех разный. Что сильно сказывается на поведении автомобиля, расходе горючего, вредности выхлопа.
Бензин должен легко заливаться в бак автомобиля, а в баке – не расслаиваться и не выпадать в осадок. По пути в мотор топливо не должно раньше времени испаряться, ему положено становиться летучим только в цилиндрах, чтобы сгореть с нужной скоростью и выделить достаточное количество энергии. Получить заданные свойства помогают пакеты присадок, которые используют крупные топливные компании. Они у каждого производителя свои.
Водитель качество горючего чувствует косвенно. Если, например, топливо на заводе получилось излишне тяжелым, при резком нажатии на педаль газа оно не успевает поступить в цилиндры и правильно сгореть, из-за чего снижается приемистость машины, ее “резвость”, пропадает заложенная в автомобиль мощность. Заправщицы любят бензин с низкой плотностью по другой причине: удается налить такого горючего по счетчику больше, чем отпущено на самом деле.
По мнению отечественных специалистов, из-за несовершенства перегонного процесса на российских заводах получают, как правило, более сернистый и менее стабильный по фракциям бензин, что, правда, на его горючесть и энергетику практически не влияет.
К тому же специалисты “заправочного дела” утверждают, что финский или любой импортный бензин на АЗС чаще всего разбавляют или подделывают. Поэтому в среде автомобилистов существует мнение: если машине предписан 92-й бензин, то лучше заливать 95-й, а если 95-й, то – 98-й. Такое мнение ошибочно, если не рассматривать ситуацию умышленной фальсификации. Для каждого типа двигателя предусмотрено свое горючее, именно оно обеспечивает нормальный рабочий процесс в моторе. Если использовать, скажем, вместо Аи-92 бензин Аи-95 или марку выше, то топливо будет догорать не в цилиндре, а во впускном коллекторе, а это рано или поздно выведет мотор из строя.
Умышленное изменение качества – деяние уже уголовно наказуемое. Ответственность наступает, когда на АЗС завозят или прямо на месте изготавливают топливо заведомо фальсифицированное, кустарного производства. Либо путем несложных технологических манипуляций вместо одной марки продается другая: например, вместо 95-го – 92-й. Что касается “количества”, то операторы подавляющего большинства АЗС в стране по-прежнему могут сами “корректировать” работу топливораздаточной колонки: “недожимать кнопку” на старых модификациях или изменять настройку на колонках новых, компьютеризированных. Именно недолив бензина, по словам милиционеров, приносит наибольшую прибыль королевам и королям бензоколонок.
Среди наиболее распространенных способов – так отрегулировать колонку, чтобы она несколько раз отключалась при заправке, сбрасывая недолитые литры на счетчике. Если же машину заправляет специальный служащий, то, пока вы берете сдачу, он – в сговоре с оператором АЗС – вполне может начать заправку машины не с нуля литров, а сразу с 3-5 литров, все зависит от “совестливости” оператора. Оператор также может отпускать топливо, скажем, не на 250 рублей ровно, а на 249 рублей 95 копеек. Вы разницу не уловите, но к концу смены незаметная “экономия” выльется в несколько сотен рублей.
Дотошный водитель может потребовать документы на каждый вид горючего. При этом следует знать, что в подавляющем большинстве случаев топливо на АЗС поступает с нефтебаз, а не с нефтеперерабатывающих заводов, о чем должны свидетельствовать документы на горючее. Если АЗС продает топливо с “бумагами” НПЗ какого-нибудь отдаленного региона, то скорее всего оно окажется поддельным или будет некачественным. Во-вторых, водителю обязаны предоставить копии паспорта качества и сертификата соответствия продаваемого нефтепродукта. На первом документе следует обратить внимание на дату выдачи: в редких случаях она может быть двухнедельной давности. И сверить записи в графе “Изготовитель” паспорта с записью в сертификате соответствия. Наконец, на каждой АЗС есть так называемые мерники, которые периодически проверяются и имеют дату следующего испытания. Ими тоже может воспользоваться любой водитель. И всегда оператор должен выдавать кассовый чек, а не спрашивать, нужен он или нет. Невыдача чека и вопрос о его необходимости должны насторожить покупателя. Лучше отказаться от заправки на такой АЗС, а если заправка фирменная, позвонить с жалобой по “горячей линии”.
Специалисты предупреждают: особенно придирчивыми к качеству топлива, которое они заливают, следует быть владельцам супердорогих автомобилей.