Осенняя опрессовка тепловых сетей в Набережных Челнах на этот раз заняла всего несколько дней, тогда как в прошлые годы она растягивалась на две-три недели, в течение которых жители автограда сидели без горячей воды. Подготовка к новому отопительному сезону, доложил прессе на очередном брифинге заместитель главы городской администрации Мунир Гайнуллов, идет по графику. Выделенные на нее средства – в общей сложности около 400 млн. рублей – освоены полностью. 16 сентября тепло подано в больницы, детские сады и другие социальные учреждения. 23 сентября планируется начать обогрев жилого фонда.
По мнению М.Гайнуллова, качественная подготовка города к зиме связана не только с передачей его инженерных сетей “Татэнерго” и “Челныводоканалу”, за последние полтора года многое сделавших для приведения трубопроводов в порядок. Это и результат реформы ЖКХ. Количество балансодержателей жилья в городе увеличилось нынешним летом с трех до восьми, из них четыре – это частные предприятия. Помимо восьми управляющих компаний создано около сорока субподрядных организаций по эксплуатации жилья. Правда, почему-то разные по функциям субъекты ЖКХ (одни услуги заказывают, другие их оказывают) подведены к общему знаменателю. Отсюда возникают подозрения, что реструктуризация отрасли прошла все-таки формально.
Но как бы то ни было, М.Гайнуллов считает, что рыночный механизм сконструирован и теперь качество обслуживания населения города предприятиями ЖКХ будет повышаться. К развитию конкурентной среды в этом секторе экономики он также отнес передачу шестнадцати домов в доверительное управление товариществам собственников жилья. И заверил, что образованию новых товариществ по мере роста уровня самодеятельности населения не помешает “раздел” города между нынешними управляющими компаниями.
На чем проводимая реформа ЖКХ успела негативно отразиться, так это на поступлении в городской расчетный центр коммунальных платежей. Если на 1 января 2003 года задолженность населения составляла 180 млн. рублей, то теперь она достигла 280 млн. В том числе и по объективным причинам. Переход от прямых дотаций бюджета предприятиям “малой энергетики” к перечислению компенсационных выплат на лицевые счета граждан, нуждающихся в социальной защите, не мог пройти без сучка и задоринки. Но сейчас положение стабилизируется: в августе текущие платежи челнинцев за коммунальные услуги достигли 100 процентов.
Можно было предположить, что основная доля накопившегося долга приходится на пенсионеров, для которых увеличившиеся тарифы стали неподъемными. На практике получается наоборот: старшее поколение из последних сил, но аккуратно платит, а вот бизнесмены, менеджеры этим себя не утруждают – не досуг! Для “новых русских” введена специальная услуга: кассира расчетного центра можно вызвать к себе домой или в офис. За дополнительную плату, конечно. Ну а со злостных неплательщиков коммунальщики намерены взыскивать в установленном законом порядке. На них уже подано 3675 судебных исков.