Дома дружбы нефтяных столиц

В бытность собкором “РТ” в Альметьевске мне не раз приходилось бывать в Западной Сибири и писать о трудовом соперничестве двух нефтяных гигантов страны – объединения “Татнефть” и Главтюменьнефтегаза.

В бытность собкором “РТ” в Альметьевске мне не раз приходилось бывать в Западной Сибири и писать о трудовом соперничестве двух нефтяных гигантов страны – объединения “Татнефть” и Главтюменьнефтегаза. Тогда, в 70-х годах, названия этих флагманов отрасли часто произносились вместе и с гордостью.


Примечательно, что дружба их началась по инициативе нефтедобытчиков нашей республики. Это было в начале 1973 года. В том же году она принесла замечательные плоды – добыча сверхпланового “черного золота” по “Татнефти” и Главтюменьнефтегазу составила в общей сложности три миллиона тонн, что было воспринято страной как рекордное достижение.


Помню, в каждом новом договоре, который заключался между этими двумя ведущими нефтедобывающими районами то в Тюмени, то в Альметьевске, обязательно оговаривалось, что итоги соревнования будут подводиться и по таким важным показателям, как сокращение производственного персонала на обслуживании нефтяных скважин, увеличение действующего фонда, подключение объектов добычи к герметизированной системе сбора и транспорта нефти и попутного газа.


К тому времени посланцы Татарии и Башкирии уже несколько лет находились на земле тюменской и вовсю извлекали из тамошних недр жидкое топливо, сполна используя богатый опыт, накопленный на месторождениях своих республик. Не подкачали и строители – посланцы “Татнефтегазстроя”, принимая самое горячее участие в сооружении автомобильных дорог, а также объектов соцкультбыта и жилья в Тюменской области.


В профессии строителя есть свой особый, я бы сказал, торжественный смысл: то, что создается умом и руками строителя, остается на десятилетия, порой на века. А строить на долгие годы всегда трудно и ответственно. Тем более в северных широтах, где зимой температура опускается до 40-50 градусов ниже нуля, где воздух разрежен, недостает солнечного света. Потому и жилища там должны быть более просторные и теплые, чем у нас, в средней полосе.


В однотипных же деревянных домах, которые строились на Тюменском севере в первые годы освоения здесь нефтегазовой целины, квартиры были тесные, без ванн, вспомогательных помещений. Во дворах не оставалось места для сараев, погребов, гаражей, не говоря уже о скверах и спортивных площадках. Все это произошло потому, что проектирование поселков и городов на северных широтах велось наспех, новые кварталы и районы из-за нехватки времени застраивались без генеральных планов. К тому же нефтяники высказывали справедливые упреки в адрес строителей, допускавших при сооружении домов много брака.


В одном из моих журналистских блокнотов сохранилась запись, сделанная 6 сентября 1985 года на совещании партхозактива Тюменской области, где мне довелось поприсутствовать. Читаю: “С хорошим почином выступили, например, нефтяники Татарии и Башкирии, которые подключились к комплексному проведению работ на ряде месторождений Тюменской области. С одобрением воспринята инициатива строительных организаций ряда республик участвовать в сооружении в Западной Сибири жилых домов, объектов социального и культурно-бытового назначения”.


Первыми обрести “второе дыхание” строителям-сибирякам помогли их московские коллеги, взяв шефство над городом Нижневартовском, где первый жилой дом был построен всего за двадцать пять дней из панелей, которые поставлял в Приобье Московский экспериментально-строительный комбинат №1. Это были панели с заложенными в них утеплителями. Окна имели тройное застекление. Такие дома прошли серьезную проверку на БАМе – в Тынде – и понравились там всем. Московские строители-монтажники на деле доказали, что и вдали от дома можно творить чудеса. Альметьевцев, решивших последовать их примеру, беспокоило не то, что придется работать за тридевять земель, а другое: как быть с панелями, откуда их будут доставлять на стройплощадки? Когда им сказали, что завозить стройматериалы в Западную Сибирь не придется, они тут же снарядили в Сургут делегацию во главе со знатным бригадиром монтажников, кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Государственной премии СССР Павлом Силантьевым. Детально изучив организацию и приемы труда сургутских домостроителей, альметьевские монтажники пришли к выводу, что культура производства у них куда выше, чем в Сургуте, где строители работали со старым, морально и физически устаревшим оборудованием. Однако были у сургутских домостроителей и неоспоримые преимущества: хорошая организация производства, четкое действие диспетчерской службы и службы информации, обеспеченность объектов радиотелефонной связью, средствами передвижения.


Когда альметьевцы поинтересовались, как обстоит дело с монтажом домов челночным методом, то есть “с колес”, им заявили, что, несмотря на все старания, поставить строительство жилья на поток пока не получается. Почему? По весьма простой причине: поставщиками не выдерживался график завоза на объекты изделий из железобетона.


Это говорило о том, что в Сургуте строители еще не научились строго спрашивать с поставщиков за невыполнение договорных обязательств. Альметьевцы пригласили сибиряков приехать к ним и своими глазами посмотреть, как возводятся дома в столице нефтяников Татарстана, а потом заключить договор на трудовое соперничество и взаимопомощь.


Альметьевцам было что показать гостям. Например, способ хранения песка в зимнее время. Сургутцы его хранили на открытом воздухе и по мере надобности разогревали на трубах. Альметьевцы же песок хранили в специальных будках, в которых были установлены электрообогреватели. Продемонстрировали хозяева гостям и еще одну новинку – монтажную вышку, наверху которой по кругу было установлено электро-освещение (оно имелось и на башенных кранах), а нижняя часть вышки использовалась как склад для хранения инструментов и как место, куда можно было забежать на пару минут погреться. Такая вышка-будка поднимается вместе с этажами до самого окончания строительства того или иного жилого дома. Сибиряки интересовались также организацией на стройплощадках рабочих мест, распределением обязанностей среди бригад комплексного технологического потока, возглавляемого Павлом Силантьевым, картами трудовых процессов, применяемых альметьевцами на строительстве всех объектов. С большим интересом наблюдали за ходом монтажа домов “с колес” из панелей, поставляемых на объекты по четкому графику заводом ЖБИ Альметьевского ДСК.


Сибиряки уехали к себе домой довольные тем, что многому научились в Альметьевске, в том числе порядку перевода бригад на поточный метод работы, проверке проектно-сметной документации, калькуляции затрат труда и заработной платы – пальцев на руках не хватит, чтобы перечислить все вопросы, на которые они получили исчерпывающие ответы. В одном из пунктов договора, заключенного между альметьевскими и сургутскими домостроителями, было записано, что в ознаменование сотрудничества в Альметьевске и Сургуте соревнующиеся построят по одному дому дружбы. Право участвовать в строительстве таких домов будет предоставлено лучшим бригадам монтажников, плотников, штукатуров и маляров с обеих сторон.


Скрепив договор подписями, представители Альметьевска и Сургута единогласно постановили: средства, заработанные на сооружении домов дружбы в нефтяных столицах, перечислить в Фонд мира, что и было сделано. Монтаж дома дружбы как в Альметьевске, так и в Сургуте производился от “нуля до ключа”. Альметьевцы предоставили сибирякам достаточный фронт работ, обеспечивали их всем необходимым для ведения строительства дома высокими темпами, а те в ответ на это проявили такую же заботу о гостях у себя в Сургуте.


…В 2002 году по итогам Всероссийского конкурса на самый благоустроенный город среди малых городов Альметьевск занял почетное третье место – вслед за Сургутом и Старым Осколом. Альметьевцы были рады как за себя, так и за друзей-сибиряков. Как говорится, за сильным пойдешь – сильнее станешь!


Фарит МАНАСЫПОВ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще