Тем счастливчикам, которые уже обнаружили в своих почтовых ящиках извещения от Пенсионного фонда России (ПФР), нужно проверить, в полной ли сумме начислены на их счет пенсионные накопления. Эксперты Международной федерации обществ потребителей (КонфОП) советуют обязательно это сделать. Дело в том, что, по выражению главы ПФР Михаила Зурабова, с рассылкой извещений произошел “сумбур”, до установленного срока – 1 августа – уложиться не удалось, и поэтому “основная часть граждан получит извещения в конце августа – начале сентября”. Ну а где сумбур, там не избежать накладок и ошибок.
Сейчас в накопительную часть направляется 2% от фонда зарплаты. И если в полученном извещении в графе “Сведения о суммах начисленных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии” обнаружится цифра меньше той, на которую рассчитывает гражданин, то следует разобраться, почему так получилось. А причин недостачи на пенсионном счете может быть несколько. Например, работодатель платит часть зарплаты “по-черному” или же просто задерживает выплату зарплаты и соответственно не делает и взносы в ПФР. Может также случиться, что перечисленные через налоговую инспекцию деньги не дошли до фонда или дошли, но по каким-то причинам не были зачислены на персональный счет работника. Первый случай, в принципе, в пояснениях не нуждается. Это выбор самого работника, если он согласен на “черную” зарплату, не задумывается о далеком будущем, а хочет большую зарплату здесь и сейчас. Во втором случае виновник – работодатель. Поскольку он задерживает зарплаты и выплату взносов в ПФР, то с него можно и нужно требовать, используя механизмы, предоставляемые трудовым и гражданским законодательствами.
Два последних варианта нуждаются в пояснении общей схемы перечисления денег в ПФР. Как сообщили в КонфОП, организация всегда сначала переводит всю сумму налогов, начисляемых с фонда заработной платы, на счет налоговой инспекции. При этом перевод денежных средств производится в соответствии с установленными кодами, а не названиями платежей. Поэтому, например, нельзя исключать, что банк, через который идут платежи, перепутал коды и деньги не попали по назначению. Ну а налоговая инспекция сама распределяет полученные “оптом” от организации деньги по соответствующим бюджетам и внебюджетным фондам. При этом деньги в налоговой могут “зависнуть”, то есть крутиться на ее счетах, так и не дойдя до ПФР.
Наконец, сам фонд сначала зачисляет деньги на лицевой счет организации-работодателя, а затем уж распределяет их по индивидуальным счетам граждан. На данной стадии деньги также могут не дойти до счета работника, если организация вовремя не сдала в ПФР отчетность. Требования к ней достаточно жесткие, и даже при ошибке в одну букву во всех документах отчетность считается не поданной. И последнее. Теоретически существует возможность, что деньги не были перечислены с лицевого счета организации на счет конкретного сотрудника внутри Пенсионного фонда по каким-то причинам технического или организационного характера.
К сожалению, гражданину, который не согласен с размером начисленных ему пенсионных накоплений, абсолютно бессмысленно обращаться за какой-либо информацией в налоговую инспекцию, поскольку степень беспорядка в ней, как правило, значительно больше, чем в территориальных отделениях ПФР. И к тому же, все равно данные о текущей отчетности организации составляют коммерческую тайну, а та информация, которую налоговики могут предоставить просто так, без всяких дополнительных запросов из судов и прочих подобных организаций, гражданину ничем не поможет. Также бессмысленно сразу обращаться в суд, потому что, не зная, где конкретно зависли деньги, невозможно правильно сформулировать исковое требование.
По мнению экспертов КонфОП, наиболее компетентный в данном вопросе сам Пенсионный фонд России, а точнее – его территориальные отделения. И начинать разборки по поводу накопительной части трудовой пенсии нужно именно с ПФР. Но вначале работнику необходимо взять со всех мест работы справку о его доходах за 2002 год по форме 2-НДФЛ (именно с этого года произошло разделение на страховую и накопительную части пенсионных взносов) и выписки из последней отчетности, переданной работодателями в ПФР (формы АДВ-6-1 и СЗВ-4-2). На всех справках должны быть печати организаций и подписи главных бухгалтеров. И уже после этого гражданин может подать в территориальное отделение ПФР заявление с просьбой разъяснить ситуацию, приложив к нему все документы и расчеты, которые доказывают, что указанная сумма его пенсионных накоплений не соответствует действительности. Для более успешного процесса самих переговоров лучше всего весь диалог с ПФР вести только в письменной форме.
Сергей ПРАВОВ.
ИА “Регион-Блицинформ” – для “РТ”.