Лифты в наших домах способны не только зависать между этажами или пребывать в затяжном ремонте. Они еще зарабатывают деньги. Рекламные листовки на стенах подъемников – лучшее свидетельство. Вот только денег этих никто из хозяев, то есть нас с вами, до сих пор в глаза не видел. Абсурдная, согласитесь, ситуация: кто-то “бомбит” на вашей машине, а вы об этом даже не подозреваете.
Старческое дребезжанье родного лифта Раису Павловну с некоторых пор почти не нервирует. Есть раздражитель посильнее – стенд с рекламой, который на обшарпанной стене подъемника смотрится, будто дорогой сервиз на колченогом столе. Женщина все никак не возьмет в толк, к чему ей так назойливо предлагают вылечить зубы, которых у нее нет уже лет двадцать. А от рекламы ритуальных услуг у бабушки на целый день портится настроение. Лифтов в доме на казанском проспекте Ямашева целых два, но стенды-близнецы оккупировали оба, и Раисе Павловне от них никуда не деться.
Позицию пенсионерки можно предугадать: всю рекламу из лифтов – долой! Раиса Павловна подкрепляет свою революционную идею несколькими решительными высказываниями в адрес чиновников, которые “совсем не советуются с населением”.
Женщине, похоже, невдомек, что чиновники в нашем случае вроде как ни при чем. Не они задумали украсить подъемники рекламой. А те, кто это сделал, по большому счету, должны были не советоваться с Раисой Павловной, а, как минимум, просить у нее разрешения. Ведь лифт, так же как и лестничная площадка, подъезд или подвал многоквартирного дома, – это, согласно Жилищному кодексу РФ, коллективная собственность жильцов. Наша с вами собственность. Никому в голову не придет сдавать чужую квартиру без разрешения хозяина. А здесь, получается, можно?
Интересно, кто это делает и сколько на этом имеет?
Где деньги, Зин?
Вычислять, кто зарабатывает деньги на чужой собственности, не нужно. Рекламная фирма, которая размещает объявления в казанских лифтах, свои координаты ни от кого и не скрывает. Узнать расценки чуть сложнее. На сайте фирмы их нет, а девушка-оператор, прежде чем выслать прайс, дотошно выспрашивает про мои намерения. Фантазирую: открыл в своем микрорайоне бизнес, очень нужна реклама. Тон разговора сразу меняется.
– Мы можем разместить ваше объявление в масштабах района. Хотите Ново-Савиновский? Здесь наши рекламные стенды – в 1223 лифтах. Минимальный срок размещения – две недели, – поясняет менеджер.
– И сколько это будет стоить?
– Половина стандартного формата А4 – 36690 рублей.
Если так, подсчитать, какую выручку могут приносить лифты в доме знакомой нам Раисы Павловны, теперь несложно. На одном стенде в одном подъемнике – места под шестнадцать рекламных листовок названного менеджером размера. Умножаем 36690 на 16 и делим на общее количество лифтов. Получается 480 рублей с копейками – за две недели. В месяц – 960. В двенадцатиэтажке, где живет Раиса Павловна, подъемников, напомним, два. Итого 1920 рублей. Выходит, за год с одного только этого дома можно получить около 23 тысяч рублей. Денег вполне хватит, чтобы провести хотя бы косметический ремонт в подъезде, стены которого лет десять не видели краски.
Со всего Ново-Савиновского района, получается, реально собрать больше 14 миллионов.
А истинный потенциал рекламно-лифтового бизнеса, с точностью до лифто-единицы, позволяет обозначить коммерческое предложение, которое рекламная фирма рассылает возможным клиентам. Оказывается, всего в разных районах Казани у нас 4077 подъемников, в которых есть рекламные витрины. И аппетитная цифра в 46 с лишним миллионов рублей выручки в год, получается, не такой уж мираж.
Знай наша Раиса Павловна, на что способен ее собственный лифт в компании с соседскими, возможно, и не стала бы расстраиваться по поводу бестакт-ных для ее возраста рекламных предложений.
А теперь самое загадочное. Представители фирмы заверяют: все документы, подтверждающие право фирмы размещать рекламу в лифтах, у нее имеются. Это, мол, даже ограждает потенциальных клиентов от несанкционированной рекламы возможных конкурентов. Выходит, бизнес, который не приносит Раисе Павловне ничего, кроме плохого настроения, все-таки осуществляется с ее согласия и согласия жильцов ее дома?
“Добро” на чужое добро
– У меня никто разрешения не спрашивал, – утверждает Алексей Владимирович, регулярно читающий рекламные объявления в своем лифте на улице Лукина, 20. У Фарида Зиннатуловича с проспекта Ямашева,104, – тоже. И у Назиры Мифтаховны с улицы Чуйкова, 66, и у Владимира Владимировича с Чистопольской, 6…
Никто из трех десятков опрошенных нами казанцев, в чьих домах есть лифты с рекламой, не вспомнил, чтобы кто-нибудь когда-нибудь просил у них хотя бы совета вот так распоряжаться кусочком их коллективной собственности. Респонденты наши – вполне дееспособные граждане в расцвете лет, так что ссылки на возрастную забывчивость здесь неуместны.
Зато несложно предположить, каким образом были получены так называемые разрешения на сбор “урожая” с чужих полей без ведома их хозяев. Заинтересованная в этом фирма просто оформила договоры с управляющими компаниями. А последним мы с вами когда-то сами передали права на обслуживание своих домов. В том числе, возможно, и… на распоряжение нашей коллективной собственностью в этих домах. Лифтами, подвалами и пр. Правда, распоряжаться чужим добром можно по-разному. Одно дело – сажать цветочки на придомовой территории и совсем другое – устроить на ней платную автостоянку и извлекать прибыль. Во втором случае, наверное, сначала не мешало бы ради приличия посоветоваться с хозяевами и заручиться их согласием. Как и в случае с рекламой в лифтах.
В том, что подобный сбор дополнительных средств на жилищно-коммунальной ниве не должен быть бесконтрольным, убеждено, между прочим, и государство. Прошлой осенью были приняты две важные поправки в Жилищный кодекс РФ и закон о рекламе. Теперь в этих документах прописано: договор на установку и использование рекламных конструкций в многоквартирном доме может быть заключен только в том случае, если на это есть согласие собственников общего имущества. Решать, подписывать или не подписывать такой документ, – компетенция общего собрания собственников помещений. Только собрание собственников вправе определить и лицо, которое может получить полномочия на заключение такого договора от их имени.
На фоне новых правил игры все заверения распространителя лифт-рекламы об абсолютной законности действа лишь укрепляют наши сомнения. Кто-нибудь из жильцов может вспомнить, что участвовал в собрании на заданную тему последние пять месяцев? Вот то-то и оно!
Миллион по копеечке
Меньше всего мне хочется, чтобы бизнес на всем, что движется и не движется в наших подъездах, был пресечен на корню. Я лишь за то, чтобы все было в рамках закона. С нашего с вами согласия. Более того, сама идея зарабатывания денег на нашем жилищно-коммунальном имуществе мне сильно нравится. 46 миллионов, которые можно за год получить только с тех казан-ских лифтов, которые участвуют в рекламном бизнесе, цифра более чем заманчивая.
Но я пока так и не смог обнаружить, какую реальную пользу жильцам приносит совместная предприимчивость рекламной фирмы и управляющих компаний. Уважаемая Раиса Павловна с казанского проспекта лично ни копейки от этого бизнеса не получила, другие казанцы, похоже, тоже. И на счетах-фактурах за жилищно-коммунальные услуги доходы от лифт-рекламы никак не отражаются. Есть у вас подъемники с рекламными витринами или нет, платежи за все виды услуг одни и те же.
Выходит, десятки миллионов рублей испаряются бесследно, по крайней мере для настоящих владельцев собственности? В управляющих компаниях на эти сомнения ответ примерно один: сумма, которую перечисляют нам владельцы рекламных стендов, настолько мала, что о ней даже не стоит говорить. Владельцы же бизнеса афишировать свои доходы и вовсе не собираются: коммерческая тайна.
Ясно, что любой бизнес – это не только доходы. Налоги, затраты на сбор рекламы, содержание стендов и пр., естественно, съедают часть выручки. Но явно не в таких масштабах, что от нее мало что остается. Иначе бизнес бы не имел никакого смысла для его участников. Тем более что есть наглядное свидетельство его успешности: витрины в лифтах обычно всегда заполнены рекламой. Не бесплатно же ее в них держат?
Конечно, можно подписать договор так, что при любом стечении обстоятельств не партнер будет должен тебе, а ты ему. Но для это нужно иметь очень серьезные стимулы. Не думаю, что в нашем варианте именно тот случай, хотя, если у заинтересованных ведомств иное мнение, против проверки вряд ли кто из собственников будет возражать. Принципиально, на мой взгляд, другое: коллективные хозяева лифтов, а не кто-то другой вправе претендовать на основную часть выручки от рекламного извоза.
Если схему выстроить именно так, можно добиться многого. Ведь по большому счету проблема не ограничивается одним лишь размещением коммерческих объявлений в лифтах. Уже сейчас разными фирмами распродаются рекламные площади и на других кусочках нашей с вами совместной собственности. В подъездах и коридорах. В Казани и Альметьевске, в Набережных Челнах и Нижнекамске. А фасады домов? Это уже не десятки – сотни миллионов рублей возможной рекламной выручки.
А теперь представьте, что все или почти все эти сотни миллионов идут на компенсацию вечно растущих тарифов ЖКХ. И что хозяевам каждого конкретного дома, выгодно разместившего рекламный плакат где-нибудь на фасаде, в этом месяце, например, почти не придется платить за лифт или горячую воду… Фантастика? Пока да. Хотя бы потому, что выручку от рекламы в наших домах по российским законам можно тратить только на ремонт или благоустройство придомовых территорий. Но ведь смысл жилищно-коммунальной реформы заключается не только в том, чтобы считать каждую копейку расходов, а потом выставлять собственникам все новые и новые счета за обслуживание. Можно еще эти расходы сокращать, в том числе и за счет возможных доходов.
Чтобы эта сказка стала былью, наверняка нужно многое поменять. Фирме, которой мы с вами сами доверим наши совместные рекламные площади на фасадах, в лифтах и подъездах, придется работать за фиксированный и небольшой процент. Может быть, с нашего согласия, такую фирму сообща учредят управляющие компании и товарищества собственников жилья? Или этим вообще будет заниматься муниципальная структура, разумеется, под строгим контролем собственников?
Вариантов много. Главное, хозяева должны быть уверены: две стороны не используют рекламные площади и выручку, так сказать, “на брудершафт”, позабыв о собственниках. Денег, как минимум на ремонт наших многострадальных подъездов, тогда непременно хватит.