Вчера подвели итоги конкурсов “Учитель года” и “Классный руководитель года”
В педагогический институт Елена Берговская поступила просто потому, что еще в школе ей очень нравилось изучать немецкий язык. Работать учителем она, в общем-то, не собиралась. Но придя в школу на практику, поняла, что нашла свое место в жизни. И хотя стаж работы у 27-летней преподавательницы немецкого языка из казанской школы №36 пока небольшой – всего пять лет, – именно ей достался вчера главный приз республиканского конкурса “Учитель года-2010” – автомобиль “ВАЗ-2114”.
Победителям расслабляться рано
Торжественная церемония подведения итогов конкурсов “Учитель года” и “Классный руководитель года” прошла в казанском центре “Ак барс”. Из полутора тысяч учителей, принявших участие в республиканском конкурсе “Учитель года”, до финала дошли 53 человека. На звание лучшего классного руководителя претендовали изначально 2500 человек, в финал вышел 21 педагог. Все финалисты получили ценные подарки, а призеры – серьезные денежные премии.
Заключительной церемонии предшествовало несколько дней напряженной работы: финалисты проводили открытые уроки и классные часы, давали мастер-классы, устраивали показательные родительские собрания.
– Очень устала, вот только вчера смогла наконец как следует выспаться – спала целых двенадцать часов! – призналась журналистам Елена Берговская. Но уж очень хотелось, добавила она, чтобы ученики могли ею гордиться. Они ведь так переживали, каждый день слали СМСки: “Ну как вы там?”.
Думается, не меньше, чем в 36-й казанской школе, радуются сегодня и в Узякской средней школе Тюлячинского района, ведь лучшим классным руководителем Татарстана признан их учитель химии и биологии Анатолий Николаев. Помимо денежной премии, ему достался “навороченный” ноутбук.
Ну, а для десяти лауреатов “Учителя года-2010” волнения еще не закончились. Как рассказал и.о.министра образования и науки Альберт Гильмутдинов, в этом году решили отказаться от прежней практики, когда победитель республиканского конкурса автоматически становился участником аналогичного российского состязания. Теперь для “топ-десятки” татарстанского учительства организуют дополнительные подготовительные семинары, и лишь затем (опять же на конкурсной основе) выберут самого-самого достойного.
Судя по гулу в зале, нельзя сказать, что эта новость сильно обрадовала “суперфиналистов” – ведь им снова придется нервничать, не спать ночами, готовить открытые уроки и мастер-классы… Но и министерское руководство понять можно – очень уж хочется, чтобы в Год учителя Татарстан был представлен на федеральном педагогическом форуме действительно самым-самым достойным педагогом.
Престиж профессии как залог успешной модернизации
Помимо озвученного новшества, каких-то других серьезных изменений, связанных с тем, что нынешнее педагогическое состязание проходило в Год учителя, конкурс не претерпел.
– Может быть, более тщательно подходили к отбору финалистов, – говорит Альберт Гильмутдинов. – А вообще – качество работы учителя не должно зависеть от того, что за год на дворе.
И все же тема Года учителя стала центральной в выступлениях почетных гостей праздника. Говорили о том, что же должен принести этот год педагогам.
– Мы провели “круглый стол” и выяснили, что многие учителя уже мечтают о том, чтобы этот год поскорее закончился, – рассказала заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, – потому что боятся, что будет много ненужных мероприятий, с которых придется писать множество отчетов… Конечно, не в этом должна быть суть Года учителя. А в том, чтобы переосмыслить роль педагога в нашем обществе, повысить престиж учительского труда.
С престижем этой профессии, как известно, пока действительно не очень… Хотя порадовало то, что среди финалистов нынешнего конкурса оказалось много достаточно молодых людей. Значит, не все так плохо. Но дело даже не в возрасте. Сегодня в России, отметил депутат Госсовета Геннадий Глушков, ставится задача модернизации всех сфер жизни. И от учителей ждут, что они будут формировать новое поколение граждан, способных по всем статьям этому модернизированному обществу соответствовать. Задачка, конечно, не из легких. Ведь чтобы воспитать “нового человека”, учитель сам должен быть яркой личностью, способной на решительные поступки. Но ни уровень, ни образ жизни сегодняшнего педагога пока этим высоким требованиям, предъявляемым к нему обществом, не со-ответствуют. Сегодняшние попытки государства как-то скрасить жизнь отдельных лучших преподавателей разовыми, хоть и крупными, премиальными – это, заметил в своем выступлении депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин, не выход из ситуации.
– Да, мы, депутаты, пока в этом отношении недорабатываем – как на республиканском, так и на федеральном уровне, – поддержал коллегу еще один “думец” Хафиз Салихов. А Фатих Сибагатуллин под бурную овацию зала провозгласил:
– Учителя должны получать по-настоящему достойную зарплату!
Но пока законодатели излагают декларации о намерениях, представители исполнительной власти, как выяснилось, уже готовы предложить нечто конкретное.
– Вы все знаете, что сейчас в республике готовится новая беспрецедентная стратегия развития образования, – обратился к коллегам Альберт Гильмутдинов. – И ее “сердцем” будет именно учитель. Мы сделаем так, чтобы все было по-честному: учителя берут на себя обязательство качественно готовить новую смену, а государство обязуется достойно оценивать их труд. Меня радует, что сегодня на самом высоком государственном уровне есть понимание того, насколько важна роль учителя. Того, что если мы сегодня не поднимем его статус, то ничего в образовании (а значит, и в обществе) не изменится.