Шла Гражданская война. Россия находилась в кольце фронтов, переживая блокаду, ужасающую разруху и нищету, голод и холод. Но вопреки всем напастям начинала пробиваться новая жизнь. Она пробивалась, набирая силы, из толщи народной в виде массового энтузиазма при восстановлении затопленных шахт, потухших домен, возрождении замерших фабрик и заводов.
Энтузиазм этот проявлялся и в массовой тяге молодежи к аэрофлоту. Надо сказать, что молодая советская республика к началу 1921 года насчитывала 720 самолетов, из которых только десятая часть была более или менее годной к полетам. Идея создания Красного Воздушного Флота нашла всенародную поддержку. В 1923 году в стране создается Общество друзей воздушного флота (ОДВФ). “Трудовой народ, строй воздушный флот!” – под таким лозунгом активисты разворачивали пропаганду. Только за первый год после образования ОДВФ в его ряды вступили полтора миллиона человек.
В апреле 1923 года в Казани тоже создается Общество друзей воздушного флота. Состоявшийся в начале 1931 года IX съезд комсомола выдвинул призыв: “Комсомолец, на самолет!” Он нашел массовый отклик у молодежи Татарии. Повсеместно стали создаваться кружки авиамоделистов, планерные станции. Весной 1933 года областной совет Татосоавиахима принял решение об организации в Казани республиканского аэроклуба.
Денег на покупку самолета не было. Чтобы их собрать, устраивали аэромассовки, показательные парашютные прыжки, совершали агитполеты. Успех первой аэромассовки превзошел все ожидания, о чем с восторгом писала газета “Красная Татария”. Вскоре благодаря добровольным пожертвованиям средств трудовых коллективов многих предприятий нашей республики аэроклуб закупил новые самолеты “Пионер”, “Большевик”, “Медикосантруд”, “Жактовец”, планеры и парашюты.
Появились первые пилоты, подготовленные в Казанском аэроклубе. Ими стали А.Кривушин, М.Емельянов, Т.Губайдуллин, Н.Елисеев, С.Яруллина, З.Тукаев, Ф.Богданов, М.Гиззатов, Ш.Мухаметзянов. Только за первые полтора года работы
аэроклуба было подготовлено 47 пилотов, 200 планеристов, 116 авиамоделистов. Они совершили полеты в 100 сел и городов республики, подняли в воздух в порядке поощрения 500 передовиков производства.
Аэроклуб вносил свой вклад в решение хозяйственных задач. В период полевых и уборочных работ он осуществлял переброску запасных частей к тракторам и комбайнам в районы, отдаленные от водных и железнодорожных путей.
Руководил аэроклубом бывший краском Алексей Никифорович Павлов. С именем этого энергичного человека связано становление и развитие аэроклуба.
К началу Великой Отечественной войны Казанский аэроклуб представлял собою мощную организацию с филиалами в Казани, Чистополе, Зеленодольске. Они выпустили 135 пилотов, которые были направлены в Чкаловскую и Ульяновскую авиашколы для дальнейшего повышения летного мастерства.
В начале зимы 1942 года из прифронтовых районов в Татарию были переведены первый и второй ленинградские, первый Московский и Боровичевский аэроклубы. Их объединили под общим командованием Татарского областного совета Осоавиахима, председателем которого назначили Билала Мингазовича Бикеева. Весной того же года в училища страны из Казанского аэроклуба для совершенствования летного мастерства были направлены 400 пилотов и в действующую армию более 600 специалистов по авиатехнике.
Тогда же было получено распоряжение о передаче аэроклубом 80 процентов самолетов в маршевые полки. Лучшие самолеты были отданы на фронт, а другая их часть отправлена в
г.Энгельс, где по инициативе прославленной Марины Расковой формировались три женских авиаполка: истребителей, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков.
А затем поступил приказ направить летно-технический и командный состав в третью авиабригаду, находившуюся в Саратове. В числе первых уехали А.Кармин – начальник объединенных Казанского и Московского аэроклубов, А.Кузьмин – начальник Боровичевского
аэроклуба, В.Бадаев – начальник учебной части Казанского аэроклуба, С.Филиппов – командир эскадрильи, летчики-инструкторы А.Борисов, Н.Варфоломеев, Н.Гашев, В.Петров, Л.Соколов, У.Шинкарук, штурман Г.Белов, техники В.Колпаков, В.Крашенинников и другие.
Добровольно ушли на фронт Вера Мелашвили, Елена Милютина, Вера Степанова, комиссаром женского истребительного полка была назначена одна из первых летчиц Татарии Вера Тихомирова.
В аэроклубе ушедших на фронт мужчин заменили женщины. Именно они составили костяк инструкторского состава. До конца войны на фронт уходили хорошо обученные ими летчики. Командиром авиаотряда была Клавдия Николаевна Бадаева. Ей помогали летчики-инструкторы В.Ремнева, М.Малышкина, А.Григорьева, З.Кузьмина, А.Гудина.
Как воевали аэроклубовцы – рассказ особый. Скажем только, что более полутора десятков их стали Героями Советского Союза, десять совершили воздушные и огненные тараны. В числе Героев – летчик-истребитель Фарид Фаткуллин и все члены его эскадрильи, Михаил Девятаев, Шамиль Абдрашитов, Борис Михайлов, Анатолий Калашников, Кузьма Новоселов, Мисбах Халиуллин, Василий Яницкий, Александр Кармин, дважды Герой Советского Союза Николай Столяров и другие.
Ощутимый вклад в победу внесли земляки – летчики авиации дальнего действия. В первые месяцы войны бомбили Берлин и другие немецкие города Гали Бурхан, Иван Петров, Габдулхан Галиуллин, Сергей Соколов, Сергей Чулков, Михаил Симонов.
В послевоенные годы Казанский аэроклуб достиг впечатляющих спортивных высот. Победы на чемпионатах мира, СССР и Российской Федерации стали обычным явлением.
Сегодня аэроклуб, отмечающий свое славное 70-летие, возглавляет летчик высшего класса Р.Халимуллин. В его команде дружно трудятся заместитель начальника по летной работе В.Ларин, И.Мухаметзянов, М.Бизенков – командиры отряда, командиры звеньев, техники и инженеры Ф.Рахманкулов, М.Живулин, И.Закиев, Р.Гашиков, П.Кузьмин, В.Самошкин, Д.Камартдинов, В.Ханафеев и другие.
Поздравляем всех выпускников аэроклуба с 70-летием его образования и приглашаем в Куркачи 16 августа на торжества по этому случаю.
Мингаз ТИМИРОВ.
Зам.председателя Республиканского комитета
ветеранов войны и военной службы,
бывший командир авиаэскадрильи Казанского аэроклуба.
Анатолий ИВАНОВ.
Главный редактор Книги Памяти РТ.