Красивые значки на упаковке некоторых товаров называют “экологическими”. И иные покупатели уверены, что товары, украшенные ими, действительно лучше, чем такие же, на которых подобных картинок нет. На самом деле все не так просто.
Так, нередко встречается знак “Der Grune Punkt” – “зеленая точка”. Он был создан для участников специальной программы по переработке отходов в Германии, где и действует. Однако за ее пределами, в том числе и в России, где никто не собирает и не перерабатывает банки и бутылки с этим знаком, никакого значения не имеет.
Знак “ресайклинг” говорит о том, что сам товар или его упаковка были произведены из вторичных отходов. Ясно, что на 100 процентов из вторсырья не производится ни один товар, а вот каков процент этих самых отходов – неясно, как не понятно, в производстве чего (товара или его упаковки) использованы отходы и вторсырье. Хочется надеяться, что знак “ресайклинга”, скажем, на банке с “Кокой” или “Пепси” означает, что из отходов сделана все-таки банка, а не напиток.
Есть символы, которые действительно свидетельствуют, что отмеченный ими товар соответствует критериям экологической безопасности. Например, германский “голубой ангел” и шведский “Bra Mljoval”.
Большинство же “экологических” знаков представляет собой вольное творчество производителей. Так, на многих товарах встречаются надписи типа “ozon friendly” (дружественен к озоновому слою), “environment friendly” (дружественен к окружающей среде) и т.п. Особенно любят писать о дружественности к окружающей среде производители различных аэрозолей – как будто не понимают, что, и не разрушая озонового слоя, вполне могут вредить природе.
А некоторые знаки просто ставят в тупик. Что, например, может означать надпись на аэрозолях “animal friendly” (дружественен к животным)? То ли они не испытывались на животных, то ли ваша кошка не сдохнет, если вы случайно брызнете на нее своим дезодорантом? А надпись на туалетной бумаге об отсутствии фосфатов? Но туалетная бумага и не должна содержать фосфаты! Это то же самое, что писать на продукте “не содержит цианистого калия” – правдиво, но как-то странно…
Многие символы, свидетельствующие об экологической чистоте товара, в России оказываются просто картинками, за которыми ничего не стоит. А для некоторых производителей экологические символы стали средством продвижения товара на рынок, а слова о безопасности для окружающей среды – просто рекламным приемом. Поэтому пока можно с чистой совестью не обращать внимания на подобную маркировку.
Наталья ФЕДОРОВА.
ИА “Регион-Блицинформ” – для “РТ”.